Бордюры, изготавливаемые непосредственно на участке
При отсутствии возможности изготовления бордюров в закрытом помещении вполне возможно получить их непосредственно на территории участка. Для этого до установки тротуарной плитки по периметру предполагаемого участка удалите дерн и закрепите простейшие ограничители в виде досок или тонких реек. Зафиксировать их с обратной от бордюра стороны можно, вбив в почву небольшие деревянные колышки.
Пространство между боковыми ограничителями заполните бетонной смесью и тщательно заровняйте ее поверхность мастерком или кельмой.
Бордюры небольшой высоты можно сформировать своими руками из свежего бетонного валика с помощью простейшей П-образной гладилки, оснащенной рукояткой.
Как рассчитать количество стройматериала?
В первую очередь необходимо определить общую длину будущего бордюра. Для этого надо посчитать длину периметра участка, который планируется огородить, и прибавить к полученному результату 10%. Это позволит компенсировать повреждение материала и ошибки, возникшие при измерении. Бордюрный камень может повредиться в следующих случаях:
- Ошибки, возникшие при погрузке стройматериала в транспортное средство, и неаккуратные действия работников при выгрузке бетона на строительном объекте.
- Разрушение бордюрного камня в процессе его распиливания для подгонки под требуемый угол или длину.
- Не аккуратное движение ломом в процессе установки бордюра.
Некоторые владельцы строительных объектов с целью минимизировать финансовые затраты заказывают бордюр без запаса. В случае повреждения нескольких бордюрных камней им приходится повторно нанимать транспортное средство, чтобы доставить на место выполнения строительных работ требуемое количество бордюра.
Также перед покупкой тротуарного бордюра необходимо определиться с высотой подстилающих слоев, то есть основания под бордюр. К полученной сумме надо прибавить толщину отмостки (брусчатка, плитка, дикий камень) и добавить еще 10-20 см с расчетом на установку. В результате получится оптимальная высота бордюра.
Бордюры любого вида транспортируются до конечного места назначения (объекта строительства) на специальной деревянной таре – надежных усиленных поддонах. Дополнительно стройматериал упаковывается прочной стрейч-лентой. Доставка бордюра осуществляется с использованием специальной техники.
Бордюр – это неотъемлемая, важная часть дорожного мощения. Он придает участку законченный, эстетичный вид и сохраняет основание дороги и все элементы мощения от преждевременного расползания. Изучив типы и характеристики стройматериалов разного предназначения, вы не будете задаваться вопросом, как выбрать бордюр для определенной цели. Вы сможете самостоятельно подобрать материал бордюрного камня необходимого размера.
Производственное изготовление
Промышленная технология производства бордюров разделяет блоки из природных камней и бетонные формы. Требования к первому типу регламентируются в ГОСТ 32018–12 . Натуральный камень является отличным материалом, гранитные элементы противостоят влаге, долговечные. Природные бордюры выпускаются с помощью пиления или колются на элементы подходящих размеров. Отделывается продукция полировкой или обжигается на специальном оборудовании. Материал отличается дороговизной и применяется только в значимых объектах дорожного строительства.
Бетонные и железобетонные изделия производятся несколькими способами, при этом размеры дорожного бордюра выдерживаются в соответствии с нормативами:
- литье бетонной смеси в подготовленную гладкую опалубку;
- изготовление литьевых элементов с вибрационнымвоздействием;
- выпуск камней, которые подвергаются вибрации одновременно с прессованием.
Первые два метода применяются при изготовлении материала на небольших предприятиях или в домашних условиях. Для третьего способа требуется специальное оборудование, которое приобретать в условиях мелкосерийного производства нерентабельно.
Вибропрессование относится к передовым методам. Изделия отличаются высокими физическими свойствами, используются для изготовления бордюрных элементов на ответственных скоростных автомагистралях, мостах, трассах междугороднего сообщения. С использованием вибропресса автоматизируется производственный процесс, повышается производительность. К установке подаются составляющие компоненты смеси, а смешивание раствора, прессование, вибрирование и пакетирование производит оператор оборудования в автоматическом режиме.
Последовательность производственных циклов:
транспортер загружает в смешивающую емкость предусмотренное программой количество песка, цемента, наполнителя и воды;
- бетономешалка формирует бетонную смесь в результате вращения;
- необходимое количество раствора подается в форму;
- форма подвергается вибрации, и сила давления прессует материал;
- транспортер переносит формы в камеру, где элементы набирают прочность;
- автоматический пакетировщик собирает и складывает на поддоны или в пачки готовые изделия.
Виды бетонных бордюров для садовых дорожек
Существует три вида строительных материалов этого типа:
- Тротуарный дорожный камень промышленного производства, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
- Формовой бетонный садовый бордюр, изготовленный своими руками непосредственно на строительной площадке.
- Декоративный бордюр, залитый в опалубку по аналогии с ленточным фундаментом.
Рассмотрим особенности каждого типа подробнее.
Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91
Этот тип бордюра выпускается производственными компаниями, специализирующимися на изготовлении ЖБИ и тротуарной плитки. Готовые к установке изделия можно приобрести либо в производственной компании, либо в магазинах строительных материалов.
Технические характеристики садового бордюра:
- Обозначение в соответствии с требованиями ГОСТа: БР 100.20.8 (Бордюр Рядовой 100х20х8 см.).
- Назначение: отделение садово-пешеходных дорожек от газонов и клумб.
- Средняя масса, кг: 40.
- Класс бетона по прочности на сжатие: В22. Соответствует марке бетона М300.
- Размеры садового бетонного бордюра по ГОСТ: длина 1000 см, высота 200 мм, ширина 80 мм. На верхней грани элемента выполнена декоративная фаска 15х15х45 °.
- Материал изготовления: не армированный мелкозернистый бетон.
- Условия твердения бетона: пропаривание при температуре не более 70 градусов Цельсия.
- Средняя цена 1 единицы в розничной продаже: 140-185 руб. плюс доставка.
Формовой бордюр собственного изготовления
Должен соответствовать гостовскому изделию по всем техническим характеристикам, кроме двух факторов: заливка изделий производится в самодельные деревянные формы или покупные полипропиленовые формы, а пропаривание при температуре 70 градусов Цельсия заменяют вибрированием тем или иным способом.
форма для бордюра
Соответственно качество самодельного бордюра несколько хуже, чем элементов заводского изготовления. Для определения целесообразности самостоятельного изготовления, рассчитаем примерную себестоимость бордюрного камня произведенного своими силами. Исходные данные:
- Стоимость формы: 580 рублей.
- Стойкость формы: до 300 циклов заливки.
- Материал заливки: бетон М300;
- Стоимость 1м3 бетона: 3550 руб.
- Объем готового изделия: 0,016 м3.
- Количество единиц получаемых из 1 м3: 1/0,016=62 шт.
- Доля стоимости формы в одной единице: 580/300=1,93 руб.
Примерная себестоимость бордюра собственного изготовления: 3550/62+1,93=59 рублей. Подобная значительная разница в цене изделия заводского и цене самодельного изделия объясняется высокой себестоимостью пропаривания, начислениями на заработную плату, НДС и накладными расходами. Вывод. Если стоит задача получить недорогой садовый бордюр, есть смысл изготовить его своими силами.
Бордюр заливаемый в опалубку
Технология создания бордюра этого вида, аналогична технологии заливки ленточного фундамента. В предварительно отрытую и подготовленную канавку устанавливается опалубка, в которую заливается бордюр.
Опалубка выдерживается в течение 72 часов, демонтируется, готовый бордюр, болгаркой расшивается температурными швами, укрывается полиэтиленовой пленкой и после набора прочности (14-28 суток) готов к эксплуатации.
Преимущества: совмещение процесса изготовления и установки, минимально возможная себестоимость, возможность формирования элементов имеющих любую криволинейность. Недостатки: относительно низкое качество и долговечность, относительно худший внешний вид.
Изготовление своими руками
Большой популярностью пользуется бетонный бордюр. Стоимость его не слишком высокая, изделие получается прочным и долговечным. Возможно изготовление бордюров из бетона своими силами, что позволит получить нужные формы и различные цветовые оттенки, чтобы добиться отличного сочетания с тротуарной плиткой или брусчаткой.
Материалы и инструменты
Чтобы приготовить своими руками бордюр из бетона, потребуется запастись определенными видами сырья:
- цементом М 400 (М 500);
- гравием и щебенкой, фракция которой не превышает 4 см;
- промытым либо речным крупнофракционным песком;
- пластификаторами или жидкими моющими составами;
- обычной чистой водой;
- красительными пигментами, чтобы получить нужный оттенок.
Для этого отлично подходят гладкие металлические листы, или штатные опалубочные конструкции с небольшими щитами, изготовленные в заводских условиях. Кроме этого потребуются брус, гвозди, металлическая арматура, с помощью которой будет выполняться фиксация щитов, вязальная проволока.
В процессе бетонирования бордюров, понадобятся и инструменты:
- бетономешалка и тара, в которую перегружается приготовленная масса;
- стол с вибрационной установкой либо строительный вибратор погружного типа;
- формы под заливку, уровень, рулетка;
- лопата, шпатель, строительный мастерок;
- если опалубка сборная, дополнительно потребуются молоток, ножовка и шнур.
Формы
Для этого существует много способов, главным условием которых является одна общая особенность – гладкость поверхности. По этой причине в работе опытные мастера советуют использовать:
- стальные листы, толщина которых не менее 0.7 мм;
- обычную фанеру, отличающуюся устойчивостью к влажной среде;
- доски либо иные аналогичные материалы.
В качестве готовой формы может послужить широкий швеллерный материал, номер которого начинается от 16-ти. Необходимо перекрыть его торцевые участки, чтобы появилась возможность для заливки бетона. С целью облегчения процесса следует в полках нарезать пазов, в которые будут вставляться прочные пластинки.
Когда нет времени или желания готовить формы самостоятельно, можно купить их, либо взять напрокат.
Приготовление раствора
Чтобы масса для заливки бордюров получилась качественной, рекомендуется пользоваться бетономешалкой. Бордюр получится прочным и качественным. Ручной замес отнимет много времени и сил, да и качество изделия будет оставлять желать лучшего.
Вода используется только чистая, в песке не должно быть примеси глины. В противном случае марка бетонной массы снизится, что окажет негативное влияние на эксплуатационный срок готовых изделий. Так что песок рекомендуется просеять, а воду набирать в колодце или из водопровода.
Чтобы готовый камень извлекался из формы без проблем, ее внутренние поверхности смазываются маслом или иным жидким составом.
По объемам цемент, песок и гравий добавляются в следующих пропорциях – 1 х 2.5 х 3 – для М 400 или 1 х 3 – 4 – для М 500. Сначала в барабан бетономешалки закладывают половину нормы песка и щебня, перемешивают две – три минуты. После этого вносится полная норма цемента, оставшиеся песок и щебенка, снова проводится замес в течение четырех – пяти минут.
В воде растворяют жидкое средство или пластификаторы, потом этот состав заливается в сухую смесь. Добавление воды ведется постепенно, пока не образуется масса нужной вязкости. Если камень должен иметь оттенок, то краситель вводится в воду заблаговременно.
Бетонная смесь приготавливается одинаково как для заливки ее в опалубочную конструкцию, так и для наполнения форм. Все различие – в количестве. Скорость процесса определяется численностью форм. Если есть возможность, следует изготовить их не менее восьми – десяти штук.
Заливка
Чтобы бордюрный камень получился качественным, мастера рекомендуют использовать вибростолы, на которые следует устанавливать формы, залитые бетонной массой. Если такой установки нет, то уплотнение смеси выполняется молотком, которым постукивают по бокам форм до того момента, пока из бетона не выйдет воздух.
Если необходимо выполнить армирование, чтобы придать изделиям прочность, формы наполняются до половины объема. Затем в бетон закладывают арматурные прутки, предварительно разрезанные на нужные размеры, вливают бетон до верхнего края. Остается только выполнить уплотнение.
Обработанный в формах бетон должен выстаиваться не менее двух дней. Потом выполняется расформовка, и изделия выстаиваются еще четыре недели. Только теперь они полностью подготовлены к монтажным работам. Если данные условия не соблюсти, во время установки бордюрные камни могут лопнуть.
Технология изготовления бордюрных камней
Технология изготовления бордюрных камней на виброформе «Вибромастер-Бордюр-10В» включает в себя следующие основные этапы:
1. Приготовление жесткой бетонной смеси из цемента, заполнителя и воды.
Раствор лучше всего готовить в бетономешалке принудительного типа (т.е. со смешивающими лопастями).
Из предлагаемого нами ассортимента это модели смесители Вибромастер РПГ-200 и Вибромастер СБ-80 (370/250).
Бетономешалки гравитационного типа («груши») использовать можно, но получить при этом качественное смешивание не получится.
Смешивать также можно и вручную, лопатой в любой емкости. При этом для приготовления жесткой смеси потребуется значительные физические усилия. Крайне мала будет и производительность такого перемешивания.
2. Цикл вибропрессования, состоящий из следующих этапов:
Загрузка раствора в виброформу (производится вручную)
Уплотнение в форме с помощью мощной вибрации, производимой двумя вибраторами. Уплотнение в форме под действием вибратора занимает обычно 30-60 секунд. Это время и качество уплотнения зависит только от вибратора. На данной виброформе, как и на другом формовочном оборудовании «Вибромастер», мы применяем только настоящие сертифицированные вибраторы с большой возмущающей силой. Поэтому качество бордюров и скорость производства гарантируются.
Выемка бордюров из формы происходит не ранее, чем через сутки (без использования ускорителя твердения ХК). При условии использования в производстве ускорителя твердения ХК – выемка бордюрных камней, как правило, производится два раза за 8-часовую рабочую смену.
3. Необходимый набор прочности.
Набор первоначальной прочности (достаточный для складирования) происходит при естественной температуре не менее 24 часов (без применения специальных добавок — ускорителей твердения – ХК, релаксола и других). Это время в данном случае зависит только от свойств цемента и температуры окружающего воздуха.
При использовании указанных ускорителей твердения это время может быть уменьшено до 5-8 часов (в зависимости от дозировки ускорителя). Очень желательно в первые дни набора прочности предохранять бордюрные камни от пересыхания. Для этого достаточно накрывать их пэ пленкой. Также можно время от времени поливать бордюры водой.
Набор отпускной прочности (согласно ГОСТ — не менее 50% от расчетной окончательной) происходит при положительной температуре примерно в течение недели. После этого периода бордюрные камни уже можно продавать потребителю и использовать в дорожном строительстве.
Набор 100%-ой прочности протекает в течение 28 суток при положительной температуре.
Вы также можете посмотреть следующие разделы
Бордюры своими руками: из чего лучше сделать
Существует достаточно много различных строительных материалов, из которых достаточно просто, без излишних трудозатрат и телодвижений можно изготовить бордюры для дорожек своими руками. В ход можно пустить все, но, как и в любых строительных работах, здесь имеются свои, сложившиеся годами, традиции. Так уж заведено, что бордюры изготавливают либо из декоративного кирпича, либо из природного камня, либо из бетона – о них и поговорим дальше несколько подробнее.
Бордюр из кирпича своими руками. Кирпич – это сравнительно недорогой материал, позволяющий изготовить красивый и аккуратный бордюр своими руками – мало того, это еще и элементарно простой способ, который под силу каждому человеку. Кирпич – это уже готовый и сформированный блок, который для достижения нужной цели достаточно только правильно установить. Сделать это можно по-разному – поставить кирпич можно лежа, стоя, боком и даже руба под наклоном, изобразив тем самым некоторое подобие лесенки. В общем, вариантов много, и выбирать из чего есть – мало того, современные технологии позволяют еще и разнообразить цветовую гамму таких бордюров методом покраски. Только делать это нужно еще до того, как кирпич будет установлен вдоль тротуара. Так что приобретать дорогой клинкер не обязательно – можно остановить свой выбор на недорогом, но качественном красном кирпиче.
- Бордюр из камня своими руками. Натуральный камень – это отличный природный материал, только в отличие от кирпича, он требует если не доработки с помощью болгарки или камнереза, то, по крайней мере, особого подхода к его укладке. С помощью этого строительного материала можно изготовить довольно красивый бордюр, но сделать это, не имея навыков, не так уж и просто – вся проблема в его бесформенности. Уложить вдоль тропинки камень не сложно – очень трудно придать ему форму.
Бетонный тротуарный бордюр своими руками. Тоже не сложный вариант, позволяющий изготовить бордюры любого размера своими руками – для этого, правда, понадобится некоторое оборудование. Замешать бетон вручную в небольшом количестве не сложно – вся проблема таких бордюров заключается в необходимости наличия форм и виброусадочного оборудования. В принципе, в современном мире она решается просто – как формы, так и усадочное оборудование можно приобрести или взять в аренду. В крайнем случае для всего этого можно всегда найти альтернативу.
Существуют и другие материалы, позволяющие решить вопрос, как сделать бордюр своими руками, но именно описанные выше варианты позволяют оборудовать садовые дорожки и площадки качественными и поистине долговечными бордюрами.
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Дорожные бортовые камни.
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.
Условные обозначения, их расшифровка
Как было указано выше, ключевым документом, который описывает параметры бордюров, является ГОСТ 6665-91. Согласно ему, существует общепризнанное обозначение камня. Сначала указывают условное обозначение вида изделия, затем – физические параметры (размеры), причем сначала должна быть записана длина, после нее – высота, на последнем месте ставится ширина. Для армированных изделий свойственно добавочное обозначение – класс арматуры, которая используется в качестве каркаса, придает дополнительную жесткость.
Можно рассмотреть несколько примеров, чтобы понять принцип составления стандартного обозначения бордюрного камня. Причем все размеры указываются в сантиметрах.
Вариант №1 – БР 100.30.18:
- БР – бордюр рядовой (он же прямой);
- 100 – длина;
- 30 – высота;
- 18 – ширина.
Вариант №2 – БК 80.30.15-AV:
- БК – криволинейный;
- 80 – длина;
- 30 – высота;
- 15 – толщина;
- AV – класс арматуры, соответствует А5.
Маркировка бордюра