Краткое содержание:
- Почему асфальт самое популярное покрытие
- Технология укладки
- Как правильно уплотнить асфальт
- Подготовительные работ ы
- Земляные работы
- О снова под покрытие
- Укладка асфальтной смеси
Благоустройство территории возле дачи, дома, коттеджа – комплексная и многогранная задача. Нужно поставить забор, разбить газон, насадить цветы, кустарники, деревья. Но первым делом следует сделать грамотный подъезд к дому. Обустроить пешеходные дрожки. Иначе грязь и слякоть быстро сведут к нулю всю сказочную красоту вашего хозяйства.
Дорожки и подъезды к дому можно забетонировать, но это недолговечно и не очень привлекательно. Можно уложить плитку или брусчатку – красиво, но очень дорого. Существует и золотая серединка. Беспроигрышный вариант – самостоятельно положить асфальт, но в даном случае, вам придется купить или взять в оренду дорожную технику.
Технология укладки холодного асфальта своими руками
Для удобства пользователей, считаем целесообразным детально рассмотреть алгоритм ямочного восстановления дорожного покрытия, за счет применения холодного асфальта.
Итак, на первом этапе работ следует произвести разметку восстанавливаемого участка и осуществить демонтаж старого асфальта. Для этих целей, дефектная зона дороги попросту размечается прямыми линиями с учетом захвата недеформированного слоя (+50мм с каждой стороны).
После, при помощи болгарки или специального инструмента осуществляется нарезка швов. При проведении этой процедуры следует добиваться такого условия, чтобы глубина нарезки осуществлялась на глубину не меньше, нежели толщина имеющегося дорожного покрытия. Вдобавок, кромки, образующегося углубления должны иметь вертикальную структуру.
Далее, применяя отбойный молоток, или перфоратор с зубилом следует произвести качественное удаление всех поврежденных элементов старого асфальта. Для чего вначале удаляются крупные фракции асфальта, а уже после выметаются все мелкие частицы и крошки, оставшиеся после проведения работ. Вдобавок, образовавшееся углубление следует очистить от пыли и влаги.
Для того, чтобы продлить долговечность холодного асфальта, а также обеспечить его устойчивость к продольным нагрузкам, производители данного материала рекомендуют в процессе проведения восстановительных работ производить грунтования днища и боковых вертикальных стенок подготовленного углубления. Для этих целей оправдано применять битум или битумную эмульсию в объеме до ½ литра на 1 м2 обрабатываемой поверхности.
Очень важным технологическим этапом является укладка холодного асфальта
Здесь следует обратить внимание, на то что за один раз можно укладывать слой с толщиной не более 50 мм. Если же габариты подготовленного углубления имеют большие значения, то допускается на дно ямы подсыпать щебень или гравий. Либо же укладывать холодную смесь в несколько слоев, добиваясь такого условия, чтобы каждый последующий слой, укладывался на предыдущий, только после его тщательного уплотнения
Либо же укладывать холодную смесь в несколько слоев, добиваясь такого условия, чтобы каждый последующий слой, укладывался на предыдущий, только после его тщательного уплотнения.
Что же касается самой укладки, то холодный асфальт следует распределять в выбоине равномерным слоем, добиваясь такого условия, чтобы материал выступал над поверхностью базового асфальта на высоту 15 – 20 мм. Этот излишек необходим для последующей усадки материала. Если же дорожно-восстановительные операции предполагается производить в холодное время года, то перед непосредственным использованием, холодный асфальт рекомендуется поместить в теплое помещение на 48 часов, это обеспечит эластичность материала при укладке. А непосредственно перед применением состав, рекомендуется разрыхлить и качественно прогреть газовой горелкой, также следует поступить и с выбоиной. Эта процедура позволит связующему веществу заполнить все полости и качественно сцепиться с основанием.
Не менее важным является и уплотнение холодной асфальтной смеси, которое может производиться при помощи виброплиты или трамбовки ручного типа (при небольших объемах работ). В целом же утрамбовку холодного асфальта следует выполнять по спирали, перемещаясь от торцов углубления – к центру. Индикатором, сигнализирующим о качественном выполнении работ является отсутствие следов от трамбовки (оптимальным является до 10 циклов тамбования). Особую щепетильность следует проявить при формировании покрытия в местах сопряжения существующего и нового асфальтового слоя (переход не должен иметь перепадов по высоте).
Финальной частью работ при укладке холодного асфальта своими руками является покрытие уже уплотненного участка сухим цементом или цементно-песочным составом. Эта процедура позволит дополнительно защитить материал от воздействия влаги и предотвратит налипание холодного асфальта на колеса автотранспорта.
Если же применяется холодный асфальт с модифицирующими добавками и пластификаторами, то эксплуатацию такого покрытия можно начинать только после окончания химической реакции с выделением углеводорода (обычно 5 – 6 часов).
Таким образом можно смело заявить, что хотя холодный асфальт – довольно новая технология, а укладка его своими руками это вполне реальное действие.
Читать еще:
Видеоинструкция по укладке холодного асфальта:
Если Вам понравился материал буду благодарен, если порекомендуете его друзьям или оставите полезный комментарий.
Классификация по наполнителю
Асфальтобетон, как и многие другие искусственные строительные материалы, имеет сложную структуру. Главными его ингредиентами является минеральный материал – щебень, песок, порошок, и вяжущее на органической основе – битум. Структура и степень измельчения этих компонентов определяет физические свойства конечного продукта и его применение.
В зависимости от природы каменной составляющей асфальтобетон разделяют на 3 группы. И для начала мы поговорим о щебеночных наполнителях и о том, чем отличается ЩМА от асфальтобетона.
Обычные
Дорога по строению напоминает многослойный пирог: нижний слой — стабилизирующий, и верхний — более плотный и дорогостоящий. Одна из первых его задач – защитить нижние слои от попадания внутрь влаги, так как именно последняя способствует снижению прочности дороги. Очевидно, что этот показатель будет зависеть, с одной стороны, от прочности используемого камня, а с другой – от величины зерна.
Нанесение асфальта
На основание из щебня укладывают асфальтное покрытие. Необходимо иметь строительный материал с разной степенью зернистости. Если проводить асфальтирование двора своими руками, правильно приготовить смесь не всегда удается. Наилучшим вариантом будет приобретение готового асфальтного продукта.
Асфальт, полученный в заводских условиях, будет отличаться хорошим качеством и сэкономит время на изготовление. Нужно выбрать хорошую погоду – сухую и теплую. От этого зависит качество и продолжительность срока службы покрытия. Горячую смесь кладут сразу после привоза. На холодное покрытие температурные режимы действуют меньше. Готовый асфальт трамбуют виброплитой или катком. Для улучшения прочности поверхности, ее покрывают битумом.
Где применяется жидкий асфальт
Высокие характеристики данного материала позволяют использовать его для устройства любых покрытий, начиная от тротуаров, заканчивая аэродромами.
Область применения:
- Скоростные трассы и автомагистрали;
- Автомобильные дороги любой категории;
- Аэродромы;
- Парковки;
- Придомовые территории;
- Тротуары;
- а также любые другие пешеходные и транспортные зоны.
Широкое использование литого жидкого асфальтобетона ограничивает лишь его высокая стоимость. В Европе, США и других странах материал используется значительно чаще, однако и в России жидкий асфальт становится все более популярным. Мы уверены, что в скором времени его использование будет носить повсеместный характер.
Минусы холодного асфальта
Единственным недостатком этого материала можно считать достаточно высокую стоимость. Композитные материалы для его изготовления обходятся дорого, так как поставляются они из-за границы. Но при этом использование их необходимо, так как повышенные показатели адгезии обеспечивают именно эти материалы
Качественный чистый щебень – еще одно важное условие для получения хорошего холодного асфальта. Желательно использовать материал кубовидной формы
Стоимость готовых смесей в итоге существенно удорожается. За одну тонну холодного асфальта шведского производства нужно будет заплатить примерно шестьдесят тысяч рублей. Такой же объем горячего асфальта при покупке обойдется в примерно две с половиной тысячи рублей. По этой причине для строительства новых дорог холодный асфальт не применяется, он оказывается неконкурентоспособным. Используется он в основном для ямочных ремонтов.
Стоит также учитывать, что после укладки холодный асфальт затвердевает не сразу. Сопротивляемость сдвигу этот материал имеет очень низкую. Его не следует использовать для асфальтирования мест, где транспортные средства осуществляют торможение. Практически незаменимым холодный асфальт оказывается для скоростных трасс.
Технология работ с холодным асфальтом
Для применения в небольших количествах необходимо определить, какое количество смеси необходимо приобрести, для этого следует знать, что 1 кубический метр смеси весит от 1100 килограммов до полутора тонн, демонтированный старый асфальт имеет вес 1400 килограммов на кубический метр.Технологический процесс производства работ по ремонту покрытия дорожного полотна с использованием холодного асфальта заключается в следующих этапах:
- Поврежденный участок размечается так, чтобы захватить площадь на расстоянии 5 сантиметров от границ повреждений, нарезаются швы и удаляются материалы поврежденного участка покрытия фрезой или отбойным молотком.
- Производится очистка демонтированного участка от остатков покрытия и пыли.
- Производится обработка битумом краев и дна подготовленного к ремонту участка.
- Слой асфальта не должен по толщине превышать 5 сантиметров, если глубина ремонтируемого участка больше, необходимо подсыпать слой щебня. Насыпать слой асфальта необходимо с условием, чтобы он выступал на 2 сантиметра над уровнем дорожного полотна, это так называемый запас уплотнения.
- Производится уплотнение ручное или виброплитой, начиная от краев к середине.
- По окончанию уплотнения, отремонтированный участок следует посыпать цементом или песком во избежание прилипания смеси к колесам автомобилей.
Дорожно-климатические зоны
География, которая определяет климатические условия, также важна. От данных условий зависит, как долго будет служить асфальтовое покрытие, и как будет переносить перепады температур и морозное пучение почвы.
Существует 5 климатических зон:
- Тундра, которая характеризуется вечномерзлыми грунтами.
- Лесная зона, где грунты характеризуются избыточным увлажнением.
III. Лесостепная зона, где грунты бывают увлажненными в отдельные периоды.
- Степная зона, которая характеризуется сухостью грунтов.
- Пустынно-степная зона с засоленными грунтами.
Чем выше показатели морозного пучения, тем более пластичным должен быть асфальт. Это поможет избежать образование трещин. Там, где грунты очень влажные, укладывают асфальт, способный противостоять водонасыщению. В засушливых регионах рекомендуется использовать асфальт со специальными добавками, которые продлевают срок службы полотна.
Вас также могут заинтересовать:
23.05.2021
Какие бывают марки асфальта и что они означают
Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…
Читать далее
24.03.2020
Минимальная толщина укладки асфальта
Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…
Читать далее
18.04.2021
Какая температура асфальта при укладке?
Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…
Читать далее
21.03.2021
Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров
Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…
Читать далее
15.02.2021
Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива
Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…
Читать далее
20.02.2021
Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?
Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…
Читать далее
28.02.2021
Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен
Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…
Читать далее
24.03.2020
Можно ли укладывать асфальт в дождь?
Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…
Читать далее
28.02.2021
Разметка парковки: стандарты и нюансы
Любая распланировка, будь то разметка парковки или дорожного полотна, отвечает основной цели…
Читать далее
Укладка холодного асфальта зимой
Зимний период вовсе не является «мертвым» сезоном для компаний, оказывающих услуги в сфере дорожного ремонта и строительства. Невзирая на неблагоприятные погодные условия, характерные для зимнего периода, может потребоваться срочный ремонт дорожного покрытия, а применение холодного асфальта позволит выполнить весь спектр работ без промедления. Основой качественного результата при укладке асфальта зимой является соблюдение следующих условий:
- Максимально тщательная подготовка поверхности. Ремонтируемый участок нужно очистить от снега и наледи, вырезать карту в месте повреждения дорожного полотна. Подготовленная выемка очищается от мусора и грязи, дополнительно удаляется избыточная влага, что несложно реализовать при использовании теплового копья (терможала).
- При примыкании укладываемого асфальта к старому покрытию стенки в зоне стыка в обязательном порядке прогреваются при помощи горелки. Это позволяет обеспечить более надежное сцепление между старым покрытием и участком, который подвергся восстановлению.
- Поверхности, примыкающие к отремонтированному участку, покрываются битумом.
- В выемку засыпается материал, подходящий по классу, разравнивается и качественно утрамбовывается. Перед использованием смесь нуждается в незначительном нагреве до +5/+10 градусов.
Холодный асфальт: плюсы и минусы
Рассматривая основные технические характеристики холодного асфальта следует выделить основные преимущества и недостатки указанного строительного материала.
Достоинства | Недостатки |
Возможность укладки при низких температурах (граничное значение зависит от типа материала) | Более высокая стоимость материала (превышает цену традиционного асфальта в 2 – 3 раза) |
Укладка материала допустима без применения тяжеловесных дорожных механизмов | Низкая механическая прочность холодного асфальта (оправдано для мест с низкой интенсивностью движения) |
Высокая скорость (оперативность) укладки материала | Низкая устойчивость к воздействию влаги |
Удобство приобретения (реализуется в герметичных емкостях до 50кг) и транспортировки | Меньший срок службы по сравнению с горячим асфальтом |
Относительно высокий срок хранения в складских помещениях без потери качества | Низкая сопротивляемость продольным (работа на сдвиг) нагрузкам |
Широкий спектр применения | Высокие требования к восстанавливаемым поверхностям (должны быть чистыми) |
Актуален для локального (небольшого ) устранения дефектов дорожного покрытия |
Особенности и сфера применения холодного асфальта
Ремонт асфальтового покрытия своими руками раньше был невозможен без привлечения посторонних людей и техники, которую нужно было брать в аренду. С появлением холодного асфальта ситуация изменилась. По своему составу он представляет смесь асфальтобетона. Связующим веществом выступает битум, который может быть среднегустеющего или медленного типа. Добавление пластификаторов и модифицирующих компонентов позволяет применять такой тип асфальта там, где не предполагается интенсивное движение.
Разогревать компоненты такого асфальтного покрытия не нужно, ведь в нем уже содержатся специальные добавки и пластификаторы. Продукцию можно наносить даже на те участки, которые отличаются влажностью. Можно укладывать такой асфальт даже при низких температурах, чего нельзя делать с другими типами покрытий. Если соблюдать все рекомендации производителя, то хранить холодный асфальт можно до 8 месяцев.
Прочность такой асфальт набирает не в процессе остывания, как традиционный аналог. Происходит это путем испарения углеводорода, который входит в состав вяжущих компонентов.
Холодный асфальт, укладка своими руками которого возможна без привлечения посторонних, позволяет быстро восстановить дорожное полотно. Он отлично подходит для проведения таких работ:
- Ямочный ремонт дороги.
- Создание отмостки на участке.
- Обустройство садовых дорожек.
- Подъезд к приусадебному участку или асфальтирование пространства на нем.
- Предупредительные и регламентные работы.
В любой момент – даже при плохих погодных условиях – можно при помощи холодного асфальта провести планируемые работы. Для дорог, где будет интенсивное движение, такой материал не подходит.
Характеристики и свойства
Состав холодного асфальта довольно прост, ведь поставляясь с завода, он включает в себя заполнитель и мелкий щебень. Доставив мешок на объект, он будет в твердом состоянии, но имеет рыхлую структуру.
Чтобы привести его к рабочему виду, рекомендуется тщательно перемешать состав, используя специальные смесители. Наличие мелкого щебня позволяет заделывать дорожные ямки до идеального состояния, сравнивая поверхность с основным покрытием.
В состав холодного асфальта включены керосин, органические кислоты, битум, а также различные варианты добавок. Сохранение вязкости является основной характеристикой этого материала, поскольку вязкость сохраняется в любое время, что не ограничивает строителей в работе.
На упаковке с холодным асфальтом всегда отмечена минимальная температура, допустимая для выполнения работы. Поэтому, подобрав правильный материал, вы сможете выполнить ремонт дороги даже при критически низких значениях температуры.
Свои свойства состав теряет при несоблюдении правил монтажа и эксплуатации. Например, производители многих марок указывают на то, чтобы величина слоя не превышала 6 сантиметров в толщину. Если яма глубже, то укладывают два и более слоев.
При этом каждый слой необходимо придавить трамбовкой. Как и другие материалы, холодный асфальт дает усадку. При монтаже необходимо чтобы он поднимался на высоту в 1-2 см над первостепенным покрытием, поскольку после усадки, поверхности сравняются.
С целью улучшения рабочих параметров и свойств холодного асфальта, углубление в дороге или полноценную яму, необходимо сначала обработать битумом. Это позволит материалу лучше приклеиться к основе.
Трамбовка
Эффективность ремонта помимо качества холодного асфальта также зависит от хорошо выполненной трамбовки, проведение которой осуществляется для получения покрытия нужной степени уплотненности.
Эффективно выполнить уплотнение асфальтобетонного слоя можно при помощи следующих типов оборудования:
- Ручные катки, принадлежащие к категории наиболее простых приспособлений для трамбовки.
- Виброплиты. Мощные агрегаты идеально подходят для уплотнения асфальтового слоя в крупных выбоинах, а при небольших ямках или в условиях стесненного пространства более целесообразно использовать компактные вибротрамбовки.
Холодный асфальт для ремонта дорожек
Дачный участок, как и загородный дом, должен обеспечивать наиболее комфортные условия для проживания и отдыха. Уют и комфорт складываются из множества мелочей. Это могут быть раскидистые деревья, под которыми удобно поставить качели или скамейку, беседка, где приятно посидеть вечером при свечах, и чистые дорожки, по которым можно добраться до любого угла участка.
Как и в городских квартирах, на дачных участках многое требует время от времени ремонта. В особенности это касается дорожек. Они выдерживают большую нагрузку и подвергаются преждевременному износу. Отремонтировать дорожки из плитки или бетона очень просто с помощью холодного асфальта. Технология его укладки доступна любому.
Оценивание асфальта и его свойств
Как мы уже говорили оценка асфальта очень высокая, он широко используется в строительстве. Главный плюс – это то, что он практичен и не вредит экологии. Важна и его цена. Она не очень дорогая. Таким образом, приобрести асфальт сможет практически каждый и он доступен. Не нужно тратить на него много денег.
Оценивание асфальта и его свойств
С его помощью можно строить разнообразные сооружения и здания, а не только дорогу. Он имеет хорошие отзывы и о своем внешнем виде. Он достаточно красив. Асфальт изготовить самостоятельно невозможно
Очень важно и то, что он требует быстроты работы и оперативности. Чем быстрее с ним работаешь, тем лучше качество. Минус его в том, что работать с ним одному сложно
Мы видим, что асфальт имеет хорошие свойства, которые имеют очень позитивные отзывы
Минус его в том, что работать с ним одному сложно. Мы видим, что асфальт имеет хорошие свойства, которые имеют очень позитивные отзывы.
Достоинства холодного асфальта
Предлагаем ознакомиться с достоинствами, которые ставят этот материал на первое место в сравнении с прочими вариантами:
- Удобство при перевозке. Здесь всё зависит от объёма. При малых значениях вы можете привозить материал на легковом автомобиле. В случае с большими объемами подойдут либо грузовые автомобили, либо манипуляторы. Самосвал в работе не нужен.
- Долгий срок хранения. Все зависит от технологии. Если она не предполагает нагрев, то материал в мешках может храниться до 2 лет. Если нагрев применялся, то зависит от производителя и применяемых присадок, поскольку у многих мешки хранится не более 2 недель, у других до полугода.
- Всесезонное применение. Теперь не нужно ждать наступления летнего, сухого времени. Состав доставляется уже готовым, либо в него остается добавить только битум для достижения лучшей вязкости. Производитель допускает выполнение ремонта даже при температурах до — 20 градусов по Цельсию.
- Интенсивность работы. Почти все делается вручную и для этого не нужна техника. Достаточно иметь виброплиту и хорошую трамбовку. Последнее удобно для работы в личных целях.
- Безопасность. Если от горячего асфальта можно получить ожог при неаккуратности, то здесь повреждений быть не может. Материал нетоксичен, поэтому работать с ним можно без респиратора. Для транспортировки по местности следует использовать тачку. Асфальт не прилипнет к ее поверхности и инструмент не придется мыть по окончанию работы.
- Долгий срок и использования. Отвердевшему составу не страшно промерзание, намокание и ультрафиолет. При профессиональной укладке он будет служить не одно лето при интенсивных нагрузках, а в рядовых условиях прослужит без срока давности. При частичном разрушении вы сможете просто доделать свою работу, а не изымать всю латку целиком.
Технология уплотнения асфальта
В процессе уплотнения асфальта важнейшим требованием является выполнение данной процедуры при максимально возможном нагреве асфальта.
Повышенная температура порядка 100 – 140оС приводит к уменьшению вязкости, катком прилагаются усилия, ориентированные по касательной, превышающие сопротивляемость образованию сдвига. Для уплотняющего воздействия эти условия наиболее подходят.
Твердость битумного вяжущего растет с остыванием смеси, отчего повышается необходимое усилие для уплотнения. Если смесь имеет температуру 70оС, по ней приходится втрое больше раз пройтись катком. Приходится преодолевать как трение песка и камня, так и силы, сцепляющие камни с битумом.
- Наличие спецтехники с рабочими органами, обеспечивающими уплотнение, позволяет машинам самостоятельно выполнять уплотнительные работы. При этом получается максимально ровное покрытие.
- Вид применяемых катков определяется в соответствии с конструкцией асфальтоукладчика и с усилием, с которым было выполнено предварительное укатывание. Обычно дополнительного уплотняют 5-6-тонными катками либо машинами на пневматическом ходу.
- Время, требуемое на проведение процедуры, определяется толщиной слоя, типом асфальта и погодой, при которой выполняются работы. Если работа приводится в мороз при -10оС и ниже, она займет несколько минут.
Акт пробного уплотнения
Это акт является одним из видов технической документации, которая разрабатывается при строительстве дорог. Такой акт составляется, когда проведены исследования, и включает в себя:
наименование объекта и его сокращенные характеристики; характеристики применяемого асфальта; условия, в которых выполнялось уплотнение – температурные показатели асфальта и окружающей среды; параметры асфальтоукладчика; скорость укатывания и количество проходов; результаты исследований в лаборатории, замеры размеров покрытия, плотности и коэффициент уплотнения.
Составляют акт сотрудники лаборатории и представители производителя.
Процесс укладки асфальта
Выполненное асфальтовое покрытие должно отвечать условиям стандартов. При отклонениях на любой стадии дорожное полотно начнет быстро разрушаться, и потребуются расходы на выполнение ремонта. Основные этапы работ по укладке асфальтового покрытия
- геодезические исследования – определение состава грунта, глубины залегания вод и другие;
- подбор оптимального вида асфальта, учитывающий особенности грунта и предъявляемые к дорожному полотну требования;
- подбор требуемого оборудования;
- определение времени введения в эксплуатацию;
- укладка дорожного полотна.
Необходимое оборудование
Строительство дороги начинается с выполнения подготовительных работ. Прежде всего, снимается верхний грунт, убираются корни растений, способные разорвать асфальт, формируется дренажная система. Следующий этап работ – закладка основания. Им может служить монолитный бетон, но это существенно увеличивает стоимость дорожного строительства. Обычно в качестве основания используют щебень, закладываемый в несколько слоев. Самым нижним укладывается крупный щебень с размерами камней до 70 мм. Его назначение – отведение грунтовых вод. Целью среднего слоя, состоящего из камней размером до 40 мм, является равномерное распределение нагрузки. Верхний слой, размеры камней в котором не больше 20мм, повышает плотность верхнего слоя покрытия дороги. Сама укладка асфальта выполняется с помощью асфальтоукладчика. Это гусеничный или тракторный агрегат с закрепленным на нем утрамбовывающим брусом или выглаживающей плитой, которая может быть статической или вибрирующей. Смесь загружается с доставившего ее грузовика прямо в принимающий бункер, из которого она шнеками распределяется равномерно на ширину укладки асфальта. Асфальтоукладчики бывают разной производительности и мощности, так что для разных строительных условий можно использовать различные агрегаты. Использование машин на гусеничном ходу гарантирует получение ровного покрытия, а для узких городских улиц более пригодны модификации на колесах. Ширина укладываемой поверхности – важная техническая характеристика, с увеличением которой возрастает экономичность асфальтирования. Чтобы выполнить окончательное уплотнение асфальта, могут выбираться разнообразные механизмы, соответствующие типу асфальта. Это легкие катки весом до 4 тонн, средние – до 6 тонн, тандемы и вибрационные плиты.
Что такое холодный асфальт?
Этот современный дорожно-строительный материал, не имеющий аналогов, может использоваться как при масштабном ямочном ремонте дорог, так и в обустройстве асфальтовых покрытий в дачном строительстве. Холодный асфальт, состав его – это такие компоненты, как:
- Битум . Это нефтяная дорожная смола, имеющая жидкую консистенцию.
- Пластификаторы . Они образуют временную пленку, которая предотвращает преждевременное застывание битума до сцепления с основой.
- Щебень, гравий или крупный песок . Благодаря наличию у таких камешков острых граней холодный асфальт лучше прилегает и утрамбовывается.
Как выглядит холодный асфальт?
Изготовление смеси, называемой холодным асфальтом, производится в бетоносмесительном агрегате. Разные фракции гравия, щебня, песка очищают и высушивают, затем нагревают до 100ºС. После этого камни загружают в специальный смеситель, в котором они перемешиваются с битумом. Затем в смесь добавляются пластификаторы, причем, чем большее количество таких добавок, тем дольше будет храниться холодный асфальт. Готовый материал имеет вид черной слегка рыхлой массы. Приготовленный таким способом холодный асфальт в мешках или пластиковых ведрах поступает в реализацию.
Низкотемпературные рекорды
Технология горячего асфальтобетона существует с 1986 года. Для Сибири она, конечно, не идеальна: осенью и ранней весной у нас очень сложно добиться качественного ремонта дорог. Однако, говорят специалисты, в таких условиях выручает инженерная смекалка, хотя работы становятся более затратными. Даже подмерзшую яму можно залатать на века — разогреть горелкой, очистить, прогрунтовать и уложить обычный асфальт. Главная хитрость заключается в том, чтобы выдержать температурный режим уплотнения горячего асфальта — от +120 до +80 °С, тогда дорожная заплатка прослужит долго.
Холодная смесь отличается от горячего асфальта по составу — вместо вязкого битума в ней применяются жидкие, более текучие и эластичные битумы, с понижением температуры окружающего воздуха повышающие свою вязкость. Если горячий асфальт ГОСТ рекомендует укладывать и уплотнять при температуре +120 °С, то температура холодной смеси при укладке должна быть не ниже +5 °С. Нижний порог температур окружающего воздуха, при которых возможно работать с холодным асфальтом, определяется его составом. Особенно привлекательно выглядят обещания производителей холодного асфальта — так, одна из марок сулит укладку до -25 °С. Но крупные заказчики более осторожны в определении температурных минимумов, при которых возможно работать.
«Работать при близких к нулю температурах — около +5 °С — можно и с обычным асфальтобетоном при условии введения в него добавок ПАВ и активированного минерального порошка, обеспечивающих адгезию, способствующих улучшению качества битума, — объясняет Денис Юминов, заместитель начальника Федерального управления автомобильных дорог „Байкал“. — Добавки повышают вязкость битума, усиливают взаимодействие его с камнем в смеси асфальтобетона, улучшают укладку. До середины октября в сухую погоду мы применяем горячий асфальт с использованием добавок. Холодным асфальтобетоном мы пользуемся при отрицательных температурах, даже в -16… -17 °С, только для мелкого ямочного ремонта».
Как пояснил заместитель руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Геннадий Савельев, «холодные асфальтобетонные смеси разрабатывают для разных температур, вплоть до — 20 °С. Но при ямочном ремонте они подойдут не для каждого участка дороги. Этот материал по своей структуре очень плохо
сопротивляется сдвигу. Поэтому, если ремонтировать выбоины в местах торможения: на перекрестках, автобусных остановках, хорошего результата не добиться: асфальтовая заплатка крепко держаться не будет. Зато на „проходных“ участках улиц, где не бывает пробок, холодный асфальт проявляет себя хорошо».