История развития межевания в России и основные положения

ГЕНЕРА́ЛЬНОЕ МЕЖЕВА́НИЕ

Авторы: Д. А. Хитров

ГЕНЕРА́ЛЬНОЕ МЕЖЕВА́НИЕ, в Рос. им­пе­рии в 1765 – сер. 19 в. ком­плекс пра­ви­тель­ст­вен­ных ме­ро­прия­тий по опи­са­нию и кар­то­гра­фи­ро­ва­нию зе­мель­но­го фон­да. Его не­об­хо­ди­мость бы­ла вы­зва­на не­упо­ря­до­чен­но­стью юри­дич. ос­но­ва­ний зем­ле­вла­де­ния и от­сут­ст­ви­ем еди­ной гос. сис­те­мы учё­та зе­мель­но­го фон­да.

На прак­ти­ке ос­но­ва­ни­ем вла­де­ния зем­лёй слу­жи­ло за­се­ле­ние её кре­сть­я­на­ми зем­ле­вла­дель­ца, гра­ни­цы вла­де­ния оп­ре­де­ля­лись как гра­ни­цы хо­зяйств. ареа­лов по­се­ле­ний. С этим бы­ли свя­за­ны зна­чит. чис­ло позе­мель­ных спо­ров, боль­шая че­рес­по­лосность зем­ле­вла­де­ния, ос­лож­нён­ная тра­диц.

пра­вом зем­ле­вла­дель­цев поль­зо­вать­ся оп­ре­де­лён­ны­ми угодь­я­ми на чу­жой зем­ле (пра­во «въез­да»).

О на­ча­ле Г. м. бы­ло объ­яв­ле­но ма­ни­фе­стом имп. Ека­те­ри­ны II от 19(30).9.1765. Од­но­вре­мен­но с ним из­да­ны «Ге­не­раль­ные пра­ви­ла», на ос­но­ва­нии ко­то­рых Ме­же­вой ко­мис­си­ей раз­ра­бо­та­ны ин­ст­рук­ции зем­ле­ме­рам от 13(24).2.1766, а так­же ме­же­вым гу­берн­ским кан­це­ля­ри­ям и про­винц. кон­то­рам от 25.5(5.6). 1766.

В них про­воз­гла­ша­лись прин­ци­пы Г. м., су­ще­ст­вен­но от­ли­чав­шие­ся от прин­ци­па про­вер­ки вла­дель­че­ских прав, из-за ко­то­ро­го, на­тал­ки­ва­ясь на со­про­тив­ле­ние дво­рян­ст­ва, тер­пе­ли не­уда­чу пред­при­ни­мав­шие­ся ра­нее по­пыт­ки про­ве­де­ния об­ще­го ме­же­ва­ния.

Пра­ви­тель­ст­во от­ка­за­лось от вос­ста­нов­ле­ния в пра­вах раз­но­род­ной и раз­но­вре­мен­ной до­ку­мен­та­ции, пре­ж­де яв­ляв­шей­ся юри­дич. ос­но­ва­ни­ем для вла­де­ния, и по­ло­жи­ло в ос­но­ву про­ве­де­ния Г. м. прин­цип фак­тич. вла­де­ния зем­ля­ми по со­стоя­нию на 1765.

Вновь на­ча­тые по­сле 1765 по­зе­мель­ные спо­ры при­зна­ва­лись не­доб­ро­со­ве­ст­ны­ми, для про­дол­жав­ших ра­нее на­ча­тые спо­ры бы­ли соз­да­ны край­не стес­ни­тель­ные ус­ло­вия – они долж­ны бы­ли пред­ста­вить до­ку­мен­ты на пра­во вла­де­ния свои­ми зем­ля­ми и те­ря­ли б. ч. «при­мер­ных» зе­мель.

Кро­ме то­го, прак­ти­ко­ва­лась ши­ро­кая про­да­жа дво­ря­нам ка­зён­ных зе­мель, при­ле­гав­ших к их вла­де­ни­ям. При ме­же­ва­нии зем­ли при­пи­сы­ва­лись не к име­нам вла­дель­цев, а к на­зва­ни­ям по­се­ле­ний и пус­то­шей; еди­ни­цей ме­же­во­го опи­са­ния ста­ла да­ча – тер­ри­то­ри­аль­но це­ло­ст­ный ком­плекс, груп­па по­се­ле­ний, по­се­ле­ние или пус­тошь с от­но­сив­ши­ми­ся к ним зем­ля­ми.

Ме­же­вые ра­бо­ты ор­га­ни­за­ци­он­но бы­ли от­де­ле­ны от Вот­чин­ной кол­ле­гии, ре­гу­ли­ро­вав­шей во­про­сы зем­ле­вла­де­ния, и пе­ре­да­ны в ве­де­ние соз­дан­ной в 1765 при Се­на­те Ме­же­вой экс­пе­ди­ции (с 1794 Ме­же­вой деп-т Се­на­та).

за вре­мя про­ве­де­ния Г. м.) и «по­ле­вые за­пис­ки». По за­вер­ше­нии ме­же­ва­ния ка­ж­до­го уез­да они со­став­ля­ли его ге­не­раль­ные пла­ны, пе­ре­ра­бо­тан­ные за­тем в ат­ла­сы, а так­же свое­об­раз­ный зе­мель­ный ка­дастр – то­ма «Эко­но­ми­че­ских при­ме­ча­ний», в ко­то­рых при­во­ди­лись ста­ти­стич.

све­де­ния о на­се­ле­нии, зе­мель­ных угодь­ях, хо­зяй­ст­ве, ди­кой при­ро­де (пус­то­ши, ле­са) по ка­ж­дой да­че и по уез­ду в це­лом.

Не­смот­ря на то что дво­рян­ст­во в це­лом бы­ло удов­ле­тво­ре­но прин­ци­па­ми про­ве­де­ния Г. м., ме­же­ва­ние вы­зы­ва­ло зна­чит. на­пря­же­ние в об­ще­ст­ве и про­во­ди­лось од­но­вре­мен­но лишь в не­сколь­ких гу­бер­ни­ях. К сер. 19 в.

не про­во­ди­лось или про­во­ди­лось на ос­но­ва­нии спе­ци­аль­но из­дан­ных пра­вил.

Специальная процедура

Специальное межевание появилось сразу после генерального. Его основная задача – определить границы частным участкам, устранить недостатки генерального межевания.

Осенью 1806 года были созданы правила о Специальном размежевании генеральных дач через уездных землемеров.

На основании этих правил, губернские и уездные землемеры способствовали размежеванию дач Гениального межевания.

Специальное межевание происходило довольно медленно, поскольку осуществлялось на основании частной инициативы уездных землемеров. В связи с этим в 1835 году правительство пришло к выводу, что инициатива осуществления мероприятий по установлению точных границ обязана перейти в руки государства.

Этапы работ

Сколько времени занимает межевание? Если для специалиста сроки проведения межевания ограничены временем осуществления измерительных работ и оформления планов участка, то для владельца надела данный срок гораздо длительнее.

С позиции собственника вся процедура состоит из следующих этапов:

  1. Сбор необходимых документов занимает от одного до двух месяцев.
  2. Поиск специалиста и составление с ним договора займёт не более одного дня.
  3. Специалист по общему правилу не позднее двух недель со дня составления соглашения выезжает на место расположения участка и осуществляет измерительные работы.
  4. Оформление плана межевания вплоть до передачи его заказчику также занимает около двух недель.
  5. При необходимости нужно согласовать межевание с соседями, что также занимает определённое время.

Таким образом, для тех, кто делают межевание, не всегда можно предугадать, сколько времени занимает осуществление межевания того или иного участка. Но выполнение задачи специалистом можно ускорить, включив соответствующее условие в соглашение. Разумеется, за скорость осуществления работ нужно будет доплатить.

Начало

Первые инструкции межевания относятся к царствованию Елизаветы Петровны (1754), но разительных перемен не произошло. Только при Екатерине II эти документы нашли своё применение.

16 октября 1762 года Екатерина Великая велела перенести Главную межевую канцелярию из Санкт-Петербурга в Москву и передать делать по Ингерманландии (часть Империи на границе со Швецией) в Петербургскую Вотчинную контору. Теперь канцелярия находилась на территории Кремля и оставалась там почти полторы сотни лет, до начала XX века.

20 декабря 1965 года Екатерина велела подготовить новые инструкции на основе их предшественников 1754 года. Начало межеванию положил Манифест от 19 сентября 1765 года (по новому стилю), в тот же день были опубликованы “Генеральные правила”, по которым комиссия проводила процедуру межевания земель. Императрица приказала все примерные границы земель на 19 сентября считать верными и утвердить юридически. Межевание продолжалось до 1861 года.

Для чего нужно проводить межевание

  1. При установлении границ участка. Некоторые земельные участки состоят на кадастровом учете без определенных границы. В этом случае на кадастровой карте границы участка не отображаются. Чтобы идентифицировать участок как вещь, границы нужно обязательно устанавливать — пп. 3 и 9 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

    Как установить границы земельного участка

  2. При изменении/переводе ВРИ. Чтобы изменить ВРИ на другой, у земельного участка должны быть установлены границы. А для установления границ как раз и заказывают межевание.

    Перевод/изменение ВРИ земельного участка

  3. При оформлении участка в собственность. В некоторых случаях для выкупа участка и дальнейшего оформления в собственность требуется установить его границы. А для установления границ как раз и заказывают межевание.

    Как оформить земельный участок в собственность

  4. При разделении участка на два и более. Кадастровый инженер оформит межевой план, где старый участок прекратит свое существование, а по его границам появятся два или несколько новых.

    Как разделить земельный участок на два и более

  5. При объединении двух и более участков в один. Здесь все наоборот. Будет межевой план, где земельные участки прекратят свое существование, а по их границам появится один новый.

    Как объединить два и более участков в один

  6. При перераспределении земель. Это когда к одному участку нужно присоединить часть соседнего участка. Именно часть, а не весь соседний участок. Например, владелец участка хочет выкупить часть участка у своего соседа. Если соседняя земля является муниципальной, то выкупать нужно у районной администрации. Будет межевой план, где два старых земельных участка прекратят свое существование, а на их месте два новых — с новыми границами и площадью.

    Как выкупить часть земельного участка у соседей

  7. При появлении споров с соседями. Например, собственник заказал межевание, чтобы установить границы. Выяснилось, что границы по документам не соответствуют границам по факту — часть его участка находятся на соседнем участке. Собственник начинает двигать забор, поэтому возникает спор с соседями. Здесь уже границы согласовываются мирным путем или чаще всего бывает, через суд.
  8. При образовании нового участка. Например, гражданин захотел выкупить или взять в аренду бесхозную землю. Кадастровый инженер устанавливает границы определенного куска земли (участка) и составляет на него межевой план.

Согласование

После того, как проект составлен, чтобы его окончательно утвердить, необходимо соблюсти обязательную процедуру – согласование границ всеми лицами или организациями, чьи права или собственность могут быть затронуты в ходе неверно установленных межей.

Рассылка извещений о необходимости согласования

Если установление границ будет относиться к наделу, находящемуся в долевой собственности, то каждому собственнику или пользователю такой отдельной части направляется извещение о месте проведения общего собрания или же осуществляется публикация в средствах массовой информации.

Извещение в общем содержит в себе следующие данные:

  • Сведения о том, кто выступает непосредственным заказчиком выполнения работ;
  • Данные об инженере, который выполнил проект межевания и контактные данные, указывающие, каким образом можно с ним связаться;
  • Номер и адрес участка (или нескольких участков), которые подлежат межеванию или будут являться основой для образования нескольких отдельных наделов;
  • Информация о том, каким образом можно ознакомиться с составленным проектом;
  • Адрес, по которому можно отдельно отправить дополнения или изменения к составленному проекту.

В случае, если межевание будет осуществляться только относительно одного участка, то извещения пересылаются всем собственникам смежных наделов, при этом воспользоваться можно следующими способами отправки:

  • Посредством личного вручения извещения каждому из соседей под расписку;
  • Заказным письмом;
  • Электронной почтой;
  • Уведомлением в СМИ, в том случае, если установить местонахождение владельца смежного участка не представляется возможным.

Ознакомление с документацией

Процесс ознакомления с проектом осуществляется на общем собрании, которое проводит инженер, непосредственно составивший документ.

В процессе такого собрания озвучивается то, каким образом будет проходить граница и при необходимости разъясняются те моменты, которые не понятны кому-либо из присутствующих на собрании.

Любой из присутствующих имеет право выразить свое несогласие с определенными границами и не ставить свою подпись в знак согласия с проведенной процедурой межевания.

Оформление возражений

такой факт должен быть зафиксирован инженером

При оформлении возражения отражается его суть, лицо, какое выразило несогласие, также к проекту обязательно прикладываются документы, на основании которых имеется право согласовывать границы и возражать относительно установленных меж.

Внесение изменений

В течение 30 дней с момента проведения собрания все подаваемые возражения и замечания, если они имеют под собой основания, могут учитываться и в проект плана вносятся поправки.

Требования к разработке документа в соответствии с приказом №388

В соответствии с приказом Минэкономразвития №388 с текущими дополнениями, разработка проекта должна осуществляться с учетом следующих требований:

  • Оформление осуществляется на бумажном носителе как минимум в двух экземплярах. Если заказчик изъявляет желание, предоставление выполняется также и в электронной форме;
  • Проставление печати инженера на титульном листе проекта;
  • Оформление осуществляется посредством средств компьютерной графики. При внесении данных от руки информация должна отображаться отчетливо, не допуская двоякого прочтения или толкования;
  • Все имеющиеся исправления или дополнения заверяются подписью;
  • Все числовые данные должны записываться исключительно арабскими цифрами;
  • Все листы проекта межевого плана должны быть пронумерованы;
  • Составление проекта должно осуществляться исключительно на основании или кадастровой выписки о наделе или плана территории, где расположен участок;
  • Все возражения, которые имели место относительно составленного проекта, должны в обязательном порядке быть включены в состав межевого плана;
  • При отсутствии возражений относительно установленных границ в оформляемое заключение по составленному проекту кадастровым инженером включается такой факт.

Известные картографы и издания

Одним из первых выдающихся картографов России стал Семен Ульянович Ремезов — необычайно энергичный человек с большим кругом интересов. В конце XVII — начале XVIII веков Ремезов собрал значительные географические материалы и сумел обобщить их в нескольких атласах. Наиболее выдающиеся из них — это «Хорографическая чертежная книга», «Чертёжная книга Сибири 1701 г.» и «Служебная чертежная книга».

Эти издания содержат ценнейшие сведения не только по расположению тех или иных объектов, но и информацию археологического, исторического и этнографического характера. Так как в те времена не использовали картографические сетки, основным ориентиром служила сетка рек, которую Ремезов наносил с особой тщательностью. Вообще его атласы и сегодня поражают современников детализацией представленных данных.

Чертёж всех сибирских градов и земель из атласа С. Ремезова. 1701 г.

Как было сказано выше, значительный вклад в развитие русской картографии внесли выдающийся картограф И.К. Кирилов и великий ученый-естествоиспытатель М.В. Ломоносов. Так как иностранные картографы нередко представляли Россию с искажением в плане величины территории и богатства земель, Кирилов поставил перед собой важнейшую цель жизни создать русскую картографию, подлинно отражающую широту и богатства России.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие картографии начался с масштабных преобразований в Географическом департаменте Академии наук. На момент прихода ученого это заведение находилось в плачевном состоянии: никаких системных работ здесь не проводилось, более того, с начала его образования ни один сотрудник не был обучен «ландкартному сочинению». Ломоносов организовал большую работу по подготовке кадров, выпуску методических пособий, подготовке экспедиций, сбору картографических данных и выпуску новых карт. Одним из эффективных методов сбора сведений оказалась рассылка по всем губерниям анкет «Географические запросы», на основе которых в 1745 г. был издан новый атлас Российской Империи.

Атлас Российской Империи из девятнадцати специальных карт. Генеральная карта. 1745 г.

В восемнадцатом веке началось исследование Арктики в ходе Великой Северной экспедиции, позволившее изучить арктическое побережье Сибири. Значительный вклад в создание карт этих мест внесли А.И. Скуратов, С.Г. Малыгин и Ф.А. Минин. В частности, Минин подготовил картографический материал по побережью Сибири от устья Енисея и на 250 км восточнее устья Пясины, а также описал остров Диксон в Енисейском заливе. Малыгин и Скуратов представили первую карту побережий Карского и Баренцева морей. Хотя карта не дошла до нашего времени, собранные ими материалы вошли в последующие карты Арктики.

Маршруты отрядов Великой Северной Экспедиции, возглавляемых Скуратовым и Малыгиным.

В девятнадцатом веке большую роль в развитии картографии сыграли картографы, руководившие соответствующими работами. Среди них Стрельбицкий, Менде и Шуберт. Основная заслуга И.А. Стрельбицкого состоит в том, что он долгие годы руководил изданием «Специальной карты Европейской России». А.И. Менде руководил топографическими и картографическими работами в центре России, проводил съемки, названные в дальнейшем по его фамилии, руководил подготовкой и изданием межевых топографических атласов российских губерний. Ф.Ф. Шуберт был руководителем Корпуса топографов и обширных картографических работ в губерниях, издавал значимые картографические труды, среди которых «Карта Шуберта».

Фрагмент военно-топографической трехверстовой карты Ф.Ф. Шуберта.

В советское время училась целая плеяда талантливых картографов, внесших значительный вклад в развитие данной науки. Среди них выдающийся картограф и теоретик К.А. Салищев, фактически создавший научную школу географической картографии и руководивший изданиями крупных советских атласов, и основатель экономической картографии в СССР Н.Н. Баранский.

Параллельно с этим еще до прихода советской власти началось развитие тематической картографии, которое активно продолжили советские картографы. Среди ученых, работавших в этом направлении, велик вклад А.А. Тилло по созданию гипсометрических карт, В.В. Докучаева по картографии почв, П.П. Семенова-Тянь-Шанского по картографии экономики и населения и многих других.

Нормативно-правовое регулирование межевания уральских губерний

Межевание уральских губерний началось лишь спустя почти три с половиной десятилетия после опубликования Манифеста 19 сентября 1765 г. и межевых инструкций. За это время, во-первых, могли смениться целевые установки межевания. Во-вторых, цели и практика межевания могли поменяться в связи с особенностями землевладения и поземельных отношений в крае. В-третьих, полученный опыт генерального межевания в центре мог быть учтен при подготовке его на окраинах. К этому добавим, что, по мнению ряда исследователей, генеральное межевание на Урале происходило с существенными отступлениями от первоначальных правил или даже вообще не проводилось, а под его именем выступали частные и особые межевания196. Следовательно, существует проблема особенностей межевания на Урале.

Естественно предположить, что региональные особенности межевания на Урале в соответствии с законодательной практикой того времени должны были найти отражение в законодательстве.

Накануне межевания восточных губерний, 14 августа 1797 г., были высочайше утверждены «Дополнительные статьи и мнение Сената к общей межевой инструкции для межевания земель в Симбирской, Саратовской и Оренбургской губерниях». Всего 35 статей . Анализ содержания документа показывает, что первоначально статьи писались только для двух губерний — Симбирской и Саратовской. Лишь в самом конце документа была сделана приписка о том, что высочайшим указом 1 апреля 1797 г. назначено генеральное межевание и в Оренбургской губернии, где также много земли и мало населения, следовательно, есть смысл распространить указанные статьи и на нее. Эта приписка во многом разъясняет смысл и причины появления «Дополнительных статей». Наличие больших незанятых массивов земли позволяло менее жестко ограничивать аппетиты помещиков.

Поэтому уже первый пункт устанавливал для них дополнительные возможности захвата казенных земель. Абсолютное большинство помещичьих дач в указанных губерниях граничили с казенными дачами. Это упрощало ситуацию и позволяло помещикам широко пользоваться правом на сохранение за собой примерных земель. В тех владельческих дачах, где земли было относительно мало, разрешалось прирезать бесплатно участки казенной земли площадью до 15 десятин на ревизскую душу крепостных крестьян по 5 ревизии. При этом авторы ссылались на манифест 8 декабря 1765 г. и межевую инструкцию 1766 г., хотя эти документы предписывали делать бесплатные прирезки только к селениям государственных крестьян.

Возможностью получить бесплатную землю, разумеется, был готов воспользоваться любой помещик, а сам этот пункт был сразу же понят на местах как преимущественное право помещичьего крестьянина на полный надел по отношению к крестьянину государственному. Практика наделения владельческих крестьян за счет казенной деревни в начале межевания получила настолько широкое распространение, что пришлось даже вмешаться Сенату, который в 1801 г. потребовал от межевых контор и казенных палат Саратовской, Симбирской и Оренбургской губерний «дабы они ведомства своего землемерам велели к каждому казенному селению, мимо которого межою проходить будут, ежели только 15-десятинной пропорции на душу 5-й ревизии у того селения недостаточно, наполнять и примежёвывать оную, где есть из ближайших смежных казенных впусте лежащих и оброчных земель, предпочитая оные селения перед владельческими» . Однако безвозмездный характер прирезок к помещичьим селениям сохранялся.

Исторические очерки

С XV века описанием имущества занимались писцы. Они составляли писцовые книги, в которых расписывали территории (крепости, церкви, деревни и т. д.), качество земли и количество населения.

Причиной генерального межевания было отсутствие единой системы учёта земельного фонда и юридическая неупорядоченность документов на землю. В 1765 году, когда был издан указ Екатерины Великой, территория Российской Империи простиралась от Баренцева моря до Берингова пролива, а чётких границ не было даже у Москвы и Киева, не то что Краснодарского края.

Описанием земельных наделов долгое время занимались писари, а не землемеры, занося информация в летописные хроники. Поэтому на практике владение землей определялось её заселённостью господскими крепостными. Границы владения – границы хозяйственных ареалов. А поскольку кроме существовали ещё и леса, реки и озёра, такая система приводила к постоянным поземельным спорам, захватам “пустых” территорий господами и осложнение права “въезда” на чужую территорию.

В плане генерального межевания были заинтересованы высшие слои общества, стремившиеся раз и навсегда обозначить границы своей территории.

Федеральные архивы. Российский государственный архив древних актов

Адрес архива: 119817, Москва, ул. Большая Пироговская, 17Страница на сайте “Архивы России”: http://www.rusarchives.ru/federal/rgada/index.shtml

Российский государственный архив древних актов (РГАДА) – один из федеральных архивов, который хранит наиболее древние документы по истории России (всего в архиве хранится около 3,3. миллионов дел).

РГАДА сложился на базе документов пяти дореволюционных архивов:

Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ), созданного в 1852 г. и хранившего фонды приказов, коллегий XVIII в. и местных учреждений; Московского главного архива Министерства иностранных дел (МГАМИД), созданный в 1724 г. и хранивший документы Посольского приказа, ранее бывшие частью московского царского и великокняжеского архива; Государственного архива МИД (Государственного архива Российской империи), созданного в 1801 г

для хранения дел особой важности; Московского отделения Общего архива Министерства императорского двора (Московский дворцовый архив), восходящего к архиву Оружейной палаты и хранящего дела дворцовых учреждений XVI – начала XX вв. Архива Межевой канцелярии, хранящего документы межеваний XVIII – XIX вв. В 1925 г

эти архивы были слиты в Древлехранилище Московского отделения Центрального исторического архива РСФСР. К ним были присоединены также материалы церковных, монастырских и родовых архивов. В 1931 г. Древлехранилище было преобразовано в Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ). В 1941 г. ГАФКЭ был переименован в Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), с 1992 г. он получил наименование Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

В 1925 г. эти архивы были слиты в Древлехранилище Московского отделения Центрального исторического архива РСФСР. К ним были присоединены также материалы церковных, монастырских и родовых архивов. В 1931 г. Древлехранилище было преобразовано в Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ). В 1941 г. ГАФКЭ был переименован в Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), с 1992 г. он получил наименование Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

В основном документы архива охватывают период до конца XVIII в., однако имеется ряд фондов более позднего периода.

Рассмотрим кратко основные фонды РГАДА, которые могут использоваться в генеалогических исследованиях:

1) Документы московских приказов XVI – XVII вв., из которых наиболее важны для генеалогических исследований документы следующих учреждений:

  • Поместный приказ (ф. 1209), содержащий писцовые, переписные, дозорные, межевые и другие книги – основной источник по генеалогии тяглого населения XVII в. Писцовые книги можно найти также в составе фонда 137 «Боярские и городовые книги».
  • Разрядный приказ (ф. 210) – документы о служилых людях Московского государства XVI – XVII вв.
  • Сибирский приказ (ф. 214) – документы о жителях Сибири (в т.ч. и разного рода переписи).
  • Малороссийский приказ (ф. 229) – документы об украинских казаках и других категориях населения. Материалы по истории Украины содержатся также в фонде 124 «Малороссийские дела».

О других важных документов, находящихся на хранении в РГАДА, я расскажу в следующий раз.

Что делать при уменьшении площади

возможно в двух случаях

  1. При исправлении кадастровой ошибки. Причем согласно Приказу Минэкономразвития № 943 от 2015 года инициатива об исправлении кадастровой ошибки может исходить не только от собственника надела, но и от Росреестра.
  2. При появлении притязания соседей, проводивших межевание, по результатам которого граница их участка проходит по смежному наделу.

В любом из указанных случаев у владельца участка есть 2 способа решения проблемы:

  1. Согласиться с уменьшением земли и подписать акт согласования границ.
  2. Не согласиться с уменьшением и заказать уточнение границ земельного надела.

Заключение

Земельный кадастр – документ, содержащий информацию о правовом и хозяйственном положении земель. В нашей стране впервые описание земель провели в XV в., когда образовалось имение в виде разновидности условной земельной собственности.

Для того чтобы давать оценку земли в XVI в. создали «Поместный приказ». В те года описание земель осуществляли писцы. В писцовых книгах, которые играли роль первых земельных кадастров, можно было найти всю информацию о состоянии земли.

В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVIII века находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли. Генеральному межеванию предшествовали создание 05.03. 1765 Комиссии о генеральном межевании и затем издание Манифеста 19.09. 1765 с приложенными к нему “генеральными правилами”. По манифесту правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывающий около 70 млн. десятин (около 70 млн. га).

Фактические владения помещиков на 1765 год манифест объявлял узаконенными при отсутствии спора по ним. (Число споров о генеральном межевании ничтожно – около 10% всех “дач”). В 1766 году на основе “генеральных правил” были изданы инструкции для землемеров и межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе генерального межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и селам. Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных “дач” в масштабе 100 саженей в дюйме (1:8400), которые затем сводились в генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1:42000). Специфика генерального межевания состояла в том, что в основу конфигурации того или иного владения были положены границы старинных писцовых “дач”. Из-за этого в рамках “дачи” нередко находились владения нескольких лиц либо совместные владения помещика и государственных крестьян. Генеральному межеванию сопутствовала распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель. Особенно большой размах это приняло в южных черноземных и степных районах в ущерб кочевому и полукочевому населению. Типичный феодальный характер генерального межевания проявился в отношении к городским земельным владениям и захватам. За каждую застроенную сажень выгонной земли, закрепленной последними писцовыми описаниями, город платил штрафы.

Генеральное межевание сопровождалось грандиозным хищением земель однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали “экономические примечания” (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт генерального межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России. Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг.

Подавление восстания определило переход Екатерины II к политике открытой реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры дворянства. На смену периоду политической романтики пришел период политического реализма. Русско-турецкая война (1768-76 гг.) стала удобным поводом приостановки внутренних преобразований, а Пугачевщина подействовала отрезвляюще, что дало возможность выработать новую тактику. Начинается золотой век русского дворянства. Удовлетворение именно дворянских интересов выходит для Екатерины II на первый план.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий