Дорожный лоток водоотводный бетонный: типовые размеры и характеристики

Бетонные лотки для систем водоотведения

Автодорожные лотки предназначены для защиты сетей коммуникаций от затоплений талыми водами, больших потоков дождевой воды,внезапно прорвавшимся водопроводом или канализацией.

При прокладке автомагистралей или возведении крупного промышленного, коммерческого или жилого объекта лотки из железобетона устанавливают сразу. Это позволяет защитить проходящие рядом с автострадой трубопроводы от стекающих с насыпей напоров воды.

Железобетон как основа такого изделия обеспечивает ему прочность и долговечность, что немаловажно, учитывая назначения автодорожных лотков. Большое количество стоков, проходящее через систему, не наносит вреда конструкции. Именно поэтому бетонные лотки и используются так активно для защиты водо-, газопроводов, линий теплоснабжения, электрокабелей от излишней влаги, оплывшего грунта и грязи

Именно с их помощью осуществляется отвод больших потоков воды от пешеходных зон, тротуаров, автомагистралей, особо напряженных участков дорог с интенсивным движением

Именно поэтому бетонные лотки и используются так активно для защиты водо-, газопроводов, линий теплоснабжения, электрокабелей от излишней влаги, оплывшего грунта и грязи. Именно с их помощью осуществляется отвод больших потоков воды от пешеходных зон, тротуаров, автомагистралей, особо напряженных участков дорог с интенсивным движением.

Сортамент лотков

При производстве этих изделий, широко используемых для отвода сточных вод, используется либо литейная технология (если они делаются из чугуна или бетона), либо термопластичная экструзия (если их изготавливают из пластика). В результате производители предлагают на рынке лотки, значительно отличающиеся между собой как по прочности, так и по другим эксплуатационным характеристикам. Поэтому при классификации лотков чаще всего их разделение основывают на типе конструкционного материала, из которого они изготовлены.

Полимерные лотки

При их производстве используются конструкционные полимеры, в качестве которых обычно выступает полипропилен, имеющий минеральное наполнение. Применение подобных композитных материалов придает получаемому продукту высокие эксплуатационные качества: их трудно поцарапать, а, кроме того, они инертны по отношению ко многим химическим реагентам и обладают большой прочностью (некоторые сорта способны выдерживать нагрузку достигающую 60 т/м2). Рабочая температура полимерных лотков колеблется в диапазоне -50…+120 °C. С их помощью можно организовывать водоотвод, как возле жилых домостроений, так и вблизи железнодорожных полотен.

Типовые модули полимерных желобов обычно имеют:

А)        вес — 9…14 кг;

Б)        ширину — 14…50 см;

В)        длину — 100 см;

Г)         высоту — 6…79 см;

Д)        условный проход — 10 см.

Лотки бетонные

Их производят, используя бетон, в который для его армирования добавляют либо стальную проволоку, либо полимерные нити, либо стекловолокно, применяя при этом метод вибрационного литья. При такой технологии форму с еще не затвердевшей массой устанавливают на специальном вибрационном стенде. Водоотводные бетонные лотки применяют в комплекте с чугунными щелевыми решетками.

Бетонные лотки обладают повышенной по сравнению с обычными железобетонными изделиями прочностью. Поэтому их используют не только для выполнения поверхностной дренажной системы жилых объектов, но и при организации водоотвода на автострадах или на объектах промышленного назначения.

Типовые бетонные лотки имеют:

А)        длину желоба в пределах 50…400 см;

Б)        габариты по сечению от 14×15 см до 43×88 см;

В)        пропускное отверстие с величиной условного прохода, равной DN 100.

Характеристики этих бетонных изделий должны соответствовать отраслевым стандартам и ТУ производителя.

Лотки чугунные

Они (и их решетки) могут изготавливаться либо из чугуна марки ISO 185, имеющего графитовые зерна пластинчатого типа, либо из чугуна марки EN1563, у которого графитовые зерна в виде сфероидов. Так как такой материал, как чугун, подвержен коррозии, то готовые лотки (а в некоторых случаях и их решетки) дополнительно могут защищаться от ржавления с помощью горячего цинкования. Но в большинстве случаев эти изделия поставляются потребителям без защитного цинкового покрытия.

Так как чугунные лотки хорошо выдерживают как поперечные, так и продольные нагрузки, то их используют для организации водоотвода в основном в ответственных случаях, например, в аэропортах или в местах стоянок большегрузного автомобильного транспорта и т. п., в которых это экономически оправдано.

Лотки и решетки из чугуна обладают:

А)        максимальной длиной равной 50 см;

Б)        наибольшей шириной — 20 см;

В)        толщиной решетки — не менее 5 см;

Г)         размерами пропускного отверстия с условным проходом DN100 или более.

Разновидности

Конструкции лотков водоотводных бетонных предназначается только для перемещения грунтовых водных потоков и выпавших осадков. Эксплуатировать изделия легко, они обладают оперативным доступом, несложным монтажом, существенными показателями несущей способности.

Принято различать:

  • водопропускные – по таким секциям вода отводится самотеком;
  • ливневые – осуществляют сбор и отведение природных осадков;
  • дренажные – применяются в конструкциях фундаментных оснований, подвалах и цокольных уровнях объектов;
  • прикромочные – по ним от автодорожных покрытий в кюветы уходит излишняя вода;
  • телескопические – отводят воду с уклонных участков и мостов;
  • канализационные – направляют потоки воды в коллекторные устройства канализации.

Конструктивными признаками обе разновидности делятся на определенные формы:

  • бетонный лоток для отвода воды – скоба в виде буквы «П», имеющая прямоугольные либо закругленные желоба;
  • плиты перекрытий – изготавливаются в форме трапеций либо парабол.

Помимо этого, чтобы решать разные задачи, изготавливают желоба, имеющие сплошные боковины или проемы для удаления воды, установленные вертикально.

Всего насчитывается около полутора сотен типоразмеров железобетонных каналов под слив вод. Маркировка их выполняется литерой «Л» (лоток) и парой цифр, разделенных дефисом. Начальная (от 1 до 38) означает порядковый серийный номер, вторая – максимально разрешенное нагрузочное воздействие на лоток.

Иногда изготовители за основной буквой указывают добавочные символы, значения которых расшифровываются в прилагаемых к изделиям сопроводительных документах. Для примера, «Лдр» ориентирует на то, что изделие предназначается для обустройства дренажного коллекторного элемента. Еще один вариант – «Лд». Это значит, что лоток является доборным, его длина сокращена, чтобы было удобней завершать строительство дороги.

Секции из бетона, армированные стекловолоконным материалом или фиброй, представляются на стройрынках классами по нагрузочному воздействию от А 15 до F 900. В большинстве случаев поставляются дорожные лотки водоотводные бетонные с решетками из чугунного материала, имеют двух- или трехуровневые пескоулавливающие системы.

Изделия из серии Basic A-15 и B-125 отлично зарекомендовались на придомовых территориях, пешеходных и велосипедных дорожках.

Серийная подборка Standart C-250 используется в обустройстве пешеходных зон, дорог с минимальным количество автомобильного транспорта, парковочных стоянок.

Лотки из категорий Super D-400 (E-600 и F-900) могут переносить нагрузки в соответствии с маркировкой. Используют их в зонах активного передвижения машин. В целях подтверждения заявленных характеристик по краевым участкам лотков монтируются канты из стального материала, представляющие собой уголки, толщина которых равна трем – четырем миллиметрам.

Заметим, что лотки дорожные водоотводные выпускаются с добавочным водоотводным элементом вертикального типа и могут обустраиваться своими уклонами внутреннего характера на пять – пятьдесят миллиметров.

Особенности конструкции

По форме и геометрическим характеристикам сечения лотки подразделяются:

1. Коробчатые (К) – бетонный корпус и верх, прикрытый ливневой решёткой. Самые популярные в строительстве.

Если посмотреть на такой бетонный дренажный лоток в разрезе, то чаще всего конструкция имеет П образное сечение. Можно встретить в описании и U форму.

Допустимы радиусы скругления, а также небольшие уклоны стенок.

2. Щелевые (Щ) – закрытые лотки с узкими щелевыми отверстиями для пропуска воды.

2. Бордюрно-щелевые (БЩ)– профиль закрытого типа с одной полосой для стока дождевой воды.

3. Открытые лотки (O) – открытые лотки представляют собой конструкцию только из корпуса с открытым верхом.

Материал для водоотводного лотка подбирается из водонепроницаемых и прочных марок бетона. Для армирования выбирают арматурную сталь в соответствии с требованиями стандартов и норм строительства.

⇒ Открытые лотки нуждаются в дополнительных комплектующих: специальных пескоуловителях и защитных решётках.

ГОСТ 32955-2014

На лоток водоотводный из бетона действует стандатный государственный документ — ГОСТ 32955-2014, который содержит основную информацию по изделию. В нём определены конструктивные схемы, требования к материалам и условиях эксплуатации.

Полное название ГОСТ 32955-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ — основной документ при проектировании и подборе лотков для ливневого водостока.

Бетонные лотки с решетками

Лоток железобетонный водоотводный комплектуется решетками. Чугунные, стальные или пластиковые решетки устанавливаются сверху на бортики. В ряде номенклатур предусмотрены специальные упоры для лучшего крепления решетки.

Основная задача решетки – защитить ливневую систему водоотвода от попадания крупного мусора. Пластиковые пакеты – бич современной ливневой канализации. Они плотно забивают и сам лоток и пескоуловитель. Таким образом, выводят из строя водоотвод в данной местности.

Сложно представить пешеходную или автомобильную дорогу без бетонного лотка с решеткой. Открытые конструкции приводят к травмам пешеходов и велосипедистов, а также небезопасны для автомобилей. Застрявшее колесо в открытом лотке может вызвать большие неприятности.

Решетки, также как и лотки подбираются по классам нагрузки. Бетонные лотки высокого класса прочности комплектуются в основном чугунными «крепкими» решетками. Для класса А – С допустимы и пластиковые решетки.

Обычно, производители предлагают бетонные лотки в комплекте с решетками по сниженной цене. Купить бетонный водоотводный лоток дешевле в сборе в решеткой.

Пескоуловители к дренажным лоткам

Лотки ливневого водоотвода обязательно комплектуются пескоуловителями. В общем случае, пескоуловитель – узел, особой конструкции который очищает дождевые, сточные и талые воды от грязи и песка.

В дорожном строительстве, форму пескоуловителей называют колодцами. Обычно это самостоятельный элемент дренажной системы.

Лотки водоотводные пластиковые

На первый взгляд может показаться, что водоотводные пластиковые лотки не могут быть серьёзным материалом для оснащения водоотвода в условиях экстремальных нагрузок, например, на проезжих магистральных или складских зонах. Это большое заблуждение, потому что пластиковый, как и любой другой лоток, по сути, лишь функционально продуманная конструкция для отвода воды, и никаких силовых задач по сдерживанию динамических нагрузок он не решает. Только правильный монтаж (установка) дренажного лотка и верно подобранная к нему водоприемная решетка, являются основными обстоятельствами, которые и определяют, сможет ли тот или иной водоотводный лоток работать в самых разных условиях эксплуатации.

Лотки водоотводные из железобетона

Эти конструкции служат исключительно для транспортирования почвенных вод и атмосферных осадков. Характеризуются лёгкостью в эксплуатации за счёт быстрого и свободного доступа, низкой ценой, простотой в монтаже, высокими несущими показателями.

Разновидности

В зависимости от предназначения все водоотводные каналы скомпонованы по группам:

  • Водопропускные — секционные каналы для самотёчного отведения вод.
  • Ливневые — для строительства каналов по собиранию и отведению атмосферных осадков.
  • Дренажные — используются в конструкциях фундаментов, подвальных и цокольных этажей.
  • Прикромочные — отводят излишнюю влагу от дорог к кюветам.
  • Телескопические — производят водоотведение с мостовых сооружений и склонов.
  • Канализационные — транспортируют стоки в канализационные коллекторные системы.

Секции для водоотвода производятся в двух модификациях — цельные или сборные.

По своим конструктивным особенностям и цельные и сборные бывают следующих форм:

  • Лоток железобетонный водоотводной — п-образная скоба с прямоугольным или круглым жёлобом.
  • Плита перекрытия — трапециевидная плоская или параболическая.

Кроме этого, для решения различных задач производятся жёлоба со сплошной формой стенок или с вертикальными водосточными проёмами.

Все жби-каналы для водоотвода выпускаются более чем в 150 типоразмерах и маркируются буквой «Л» — лоток и двумя числами через дефис — где первая цифра указывает на номер серии от 1 до 38, а вторая цифра на максимально допустимую вертикальную нагрузку на этот лоток в кН/м.

Производители могут ставить за буквой «Л» дополнительные собственные символы, значение которых расшифровывают в собственных прайс-листах. Например, «Лдр» помогает ориентироваться в том, что этот вид жби, конструктивно предназначен для строительства дренажных (др) коллекторов. Или «Лд» — лоток доборный (д) характеризует его уменьшенную длину для удобства работ по завершении трассы.

Преимущество ЖБИ изделий

Бетонные лотки для отвода воды изготавливают по ГОСТ 21509–85, альбом 3.006.1–2/87 (серии 0–1).

В производстве используют технологию «вибропресс» и следующие марки бетонов — М200 (в15 п1-п4), М300 (в15 п1-п4), М350 (в25 п2-п4) и в особых случаях М400 (в30).

Использование этих марок бетона позволяет стенкам каналов быть плотно структурированными без пустот, устойчивыми к агрессивным внешним факторам, трещинностойкими и выдерживать большие перепады температур, в том числе и к промерзанию — с показателями не менее F200.

Наличие в конструкции деформационных швов, с их последующей гидроизоляцией битумной мастикой, повышает стойкость к механическим воздействиям. А специальные пластификатор и суперпластификаторы присадки, добавки — вовлекающие воздух и стойкие к сульфатам — улучшают морозостойкость, антикорозийность и влагостойкость лотков на уровне W4.

Дополнительную стойкость конструкциям придают зацементированные в толщу стенок арматурные стержни классов А-I — A-III и/или стальные проволоки Bp-I — Bp-II.

Конструкционные особенности ЖБВЛ

Все ЖБВЛ можно разделить на две большие подгруппы:

Имеющие уклон свода лотка. При укладке подобных изделий нет необходимости производить тщательную подготовку основания. Но, обустройство водоотводящей системы с помощью таких лотков предполагает большой объем земляных работ. Технологический процесс предусматривает укладку каждого последующего изделия выше предыдущего. То есть, если посмотреть на подобную водоотводящую систему в разрезе, то она будет иметь ступенчатый вид.

На заметку! Уклон, составляющий 0,5% длинны лотка, закладывают сразу при производстве изделия.

Не имеющие уклон

В этом случае большое внимание уделяют именно основанию, которое обустроено с необходимым уклоном. На него уже и укладывают ровные лотки

Характеристики и типоразмеры бетонных лотков

Производство бетонных лотков ведётся с соблюдением требований серий и ГОСТ. Изделия проходят проверку на прочность, трещиностойкость, бетон проверяется на сжатие и другие параметры.

Лотки производятся по сериям 3.006.1-2.87, 3.006.1-8 в соответствии с требованиями ГОСТ и другой документации. Основные характеристики:

  • материал — тяжёлый бетон, класс по прочности на сжатие (марка) В25 (М350);
  • водонепроницаемость принимается равной не ниже W8, при этом бетонные лотки должны иметь морозостойкость F200;
  • армирование — проволока класса Вр-I, высококачественная сталь классов А-I и А-III;
  • гидроизоляция — обработка битумной мастикой перед установкой и заполнение швов в промежутках после.

Позвоните по указанному телефону или закажите обратный звонок. Наши менеджеры помогут оформить заказ на железобетонные лотки и сориентируют по срокам доставки.

Технические характеристики

Производят все железобетонные лотки в соответствии с ГОСТ, поскольку на них возлагаются большие ожидания относительно прочности и долговечности. Для изготовления желобов применяют специальный армированный бетон плотностью от 2400 кг/м3 и цемент марки М 250. В результате готовое изделие имеет такие характеристики:

  • высокая прочность к любым механическим воздействиям, как статическим, так и динамическим;
  • инертность к температурным перепадам;
  • вес, который варьируется в пределах 25-3000 кг;
  • высота стенок желоба — 6-160 см;
  • водонепроницаемость;
  • устойчивость к агрессивным средам.

Классификация бетонных лотков

Изготовление бетонных лотков осуществляется в соответствии с ГОСТом 21509-76, а также 26633-2015 и 13015-2012. Для отвода воды используют лотки П, U, трапециевидной формы. Через лотки вода идет самотеком, часто изделия выполняют с конструктивным уклоном (либо без).

Основные виды ливневых лотков по нагрузке и сфере использования:

А15 – выдерживают нагрузку до 1.5 т, самые популярные для установки на обочинах дорог, в пешеходных зонах, на парковках, детских и спортивных площадках, в частных домовладениях. В125 – нагрузка максимум в 12.5 т, актуальны для реализации отвода воды в гаражных кооперативах, вдоль асфальтированных дорог. С250 – нагрузка до 25 т, лотки подходят для использования в системах на территории автостоянок, автозаправок, автомоек. D400 – расчетная нагрузка в пределах 400 т, данные изделия используют в монтаже систем железнодорожных вокзалов, на причалах, автомагистралях. Е600 – железобетонные лотки способны выдерживать нагрузки до 600 т, их монтируют на военизированных объектах, промышленных предприятиях, складах, в логистических центрах. F900 – максимальная нагрузка, которую выдерживают высокомощные изделия, применяются они для монтажа на территориях космодромов, аэропортов, военных баз.

Сейчас читают: Этапы изготовления бетонной плиты своими руками

Виды лотков по месту установки и применению:

  1. Прикромочные – для обустройства дорог, защищают от скопления воды. Самый популярный вариант – лоток Б1-18-50, который монтируют на стыке обочины и проезжей части (но не ниже/выше полотна). Также часто применяют более емкие Б1-20-75, Б1-22-75. Монтируют лотки на основу из цемента, узлы между дорогой и изделием промазывают мастикой на битумно-резиновой основе. Телескопические – их делают из тяжелого бетона М200/М300, армируют, используют для установки на склоне в дорожном строительстве (для поперечного дренажа), обустройстве приусадебных территорий. Вода отводится в низины.

По способу производства лотки бывают вибролитыми и вибропрессованными. Первая технология предполагает более низкие показатели прочности и стойкости итогового изделия, вторая значительно повышает качество.

О чем говорит название серии

По названию серии водоотводных лотков можно узнать завод-производитель. Например:

  • серия ЛБ BetonPark, BetonBasis, BetonNovа — мордовский завод «Гидролика»;
  • Plus, Norma, Optima — «Аквасток» г. Краснодар;
  • Maxi ЛВ, BGF, BGU — Санкт-Петербургский завод «Лига 812».

Как «прочитать» бетонный лоток:

  1. Сочетание нескольких цифр после названия серии означают артикул товара, например, Maxi ЛВ-11.19.13-Б. Любые виды лотков легко найти по артикулу в каталоге;
  2. Буквосочетание DN обозначает европейский стандарт — 100, 150, 200, 300, 500 мм, обозначающий внутреннюю ширину лотка. Отечественные производители используют советские стандарты — 100, 110, 150, 160, 200, 300, 500 мм. Присутствие (иногда) второй цифры через дробь указывает глубину изделия, например, DN 100/132;
  3. L — длина (стандартный — 500–3000 мм, доборный — 500–700 мм, удлиненный — до 6 пог. м);
  4. В — ширина снаружи (400–1900 мм);
  5. Н — высота (380–1500 мм);
  6. Масса, вес изделия указываются в метрической системе.

Плюсы и минусы

Бетонные желоба для отлива сточной воды обладают такими достоинствами:

  • Легко переносят перепад температур.
  • Не засоряются мусором и мелкими частицами.
  • Средний срок службы — 50 лет.
  • Доступны для покупки.
  • Возможно сделать своими руками.
  • Широкая область применения.
  • Низкая поглощаемость влаги.
  • Морозостойкость.
  • Большая пропускная способность.
  • Недорогая стоимость продукта.
  • Упругость и стойкость к трещинам.

Без подготовки почвы такие изделия не устанавливаются. При своих плюсах, железобетонный отлив имеет ряд минусов. При выборе средства для отвода влаги необходимо учитывать, что лотки из бетона «снабжены» такими недостатками:

  • Тяжелый вес и габаритность конструкции.
  • Сложность установки и необходимость иметь навыки в этой сфере.
  • Дороговизна доставки.
  • Требуется предварительная подготовка почвы перед установкой.

При покупке лотков необходимо обратить внимание на присутствие у продавца сертификатов качества. На желобе не должно быть трещин, сколов и царапин, так как они уменьшают срок эксплуатации либо это может отразиться на качестве установки. При монтаже лотков, если опыта не хватает, прибегают к помощи профессионалов

Неправильно поставленный желоб может только навредить

При монтаже лотков, если опыта не хватает, прибегают к помощи профессионалов. Неправильно поставленный желоб может только навредить.

Виды и конструктивные особенности лотков

В целом эта конструкция не полностью выполнена из бетона, т. к. цементный раствор для повышения прочности должен обязательно армироваться. Дорожные лотки представляют собой довольно простую канализацию, которая состоит из открытой трубы. Она может быть разных форм (квадратной, круглой) и дополняться различными материалами.

Фото — конструкция бетонного дренажа

К примеру, полимербетонные конструкции отличаются от арматурных своей легкостью и гладкостью. Они отлично транспортируют воду даже с небольшими абразивными частицами, редко засоряются и значительно меньше весят. Это облегчает монтаж дренажа. Часто бетон облегчается тем, что заливаются раствором неметаллические пруты, а жгуты из стекловолокна (для пучинистых почв).

Виды водоотводных лотков:

  1. Прикормочные. Обладают наименьшим диаметром, эти каналы используются для направления небольших потоков воды. В большинстве случаев их применяют для осушения дорог, трасс или создания периметральной дренажной системы вокруг дома;

  2. Гаражные. Их высота не более 10 см, поэтому их в большинстве случаев устанавливают на участки, где нет необходимости сильного поглощения и отвода воды. Достоинством является то, что благодаря гладким внутренним стенкам, они могут проводить воду с песком и грязью, не забиваясь;

  3. Коттеджные. Имеют несколько больший рабочий объем, нежели изделия для гаража. У них глубина более 15 см, следовательно, и значительно выше эффективность. В большинстве случаев, чтобы защитить их, конструкции накрываются крышкой;
  4. Дорожная система применяется при постоянных нагрузках. Её рабочая глубина более 19 см, а ширина свыше 16. Главным достоинством является то, что когда нагрузка значительно превышает допустимую норму, то дренажная система сгибается только в одной точке, а не по всей длине. Это помогает сохранить эффективность работы наружной канализации даже в сложных условиях работы – при таянии снегов, сильных ливнях или повышении уровня грунтовых вод;
  5. Канальная оснащена наибольшим рабочим сечением. Такие лотки также называются «междушпальные», т. к. устанавливаются на рельсах в проблемных местах. Их глубина может быть от 30 см до 60, при этом ширина остается приблизительно одинаковой – 30 см. Такие каналы используются не только для железных дорог, но и для болотистых почв и суглинков. Стоит отметить, что это одна из немногих лоточных систем, которая может не покрываться перекрытием – они изначально продаются без гнезда для решетки;

  6. Телескопические лотки. От всех прочих отличаются разностью форм. Их наиболее часто используют для участков, которые находятся под некоторым уклоном. Этот тип каналов отлично справляется даже с высоким напором стоков.

Размеры бетонных водоотводных лотков могут изменяться в зависимости от Ваших потребностей. К примеру, некоторые компании изначально предлагают к продаже специальные системы, которые могут раскрываться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий