Описание судебной практики по наложению границ земельного участка

Судебная практика по земельным спорам о вынесении решения в пользу заявителя

Отдельный учет по делам, связанным с рассмотрением споров об определении границ земельных участков судами первой инстанции не ведется, однако можно выделить некоторые основания, по которым решение как правило выносится в пользу истца:

  • самовольный захват части земельного объекта владельцами смежных участков путем произвольного переноса ограждения;
  • вынужденное уточнение границ участка вследствие неправильного определения его рубежей при первоначальном межевании и регистрации;
  • понуждение владельцев смежных участков к подписанию акта межевания;
  • обнаружение ошибки в кадастровом учете земельного объекта, которую регистрационный орган отказывается устранить в добровольном порядке;
  • исправление неточностей в определение границ участка вследствие недостаточной компетентности кадастрового инженера.

Любое из заявленных истцом в иске оснований является недостаточным для принятия решения при отсутствии соответствующей доказательной базы. Помимо документальных доказательств своей правоты истец вправе заявить о принятии к сведению суда свидетельских показаний.

Срок исковой давности по земельным спорам

Общий срок исковой давности по делам, вытекающим из споров об определении границ земельных участков составляет три года. Обратиться в суд за установлением истины можно с того момента, когда лицу, права которого были нарушены, стало известно или могло стать известным о таком нарушении.

В силу законодательно установленных причин срок давности подлежит приостановлению:

  • в связи с объявлением военного положения на территории, где находится один их участников конфликта;
  • пропуск срока по уважительным причинам;
  • в связи с приостановлением действия законного акта, регулирующего предмет спора.

Обращение в апелляционную инстанцию в нарушение установленного срока допускается при наличии веских оснований. В данном случае придется ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока.

Можно ли оспорить результаты межевания?

Естественно, каждый владелец имеет право оспаривать в судебном порядке недействительные результаты межевания его участка земли. Но, для того чтобы решить возникшую проблему, необходимо для начала выяснить по какой причине она образовалась. Во-первых, могла быть допущена ошибка кадастровой службой при межевании вашей земли.

В данном случае ответственность несет не сама организация, а инженер, который занимался установкой координатов и совершил оплошность, внес эти ошибочные данные в межевой план и зарегистрировал в кадастровой палате.

Основной частью при подготовке доказательств, свидетельствующих о том, что результаты межевания ошибочны, является точное составление плана вашего ЗУ.

Нужно, чтобы непосредственно инженер кадастровой службы подготовил план (межевой) где указал расположение границ определенного участка, а так же указал в заключении сами причины наложения границ и предоставил свои предложения относительно решения данного вопроса.

После чего вам необходимо оформить иск в суд, дабы судебные органы определили правильное расположение вашей земля

Для того чтобы суд принял во внимание ваше заявление и приступил к рассмотрению дела, вам необходимо предоставить письменные доказательства своей правоты

В статье № 71 ГПК РФ предусмотрено то, что доказательствами можно считать: договоры, акты, деловая корреспонденция, справки, а также другие материалы и документы, которые выполнены непосредственно в форме графической или цифровой записи, к тому же полученные благодаря электронной, факсимильной и иной связи, либо любым другим способом которым можно проверить документ на подлинность.

К тому же и межевой план прекрасно подойдет в качестве доказательства.

Поэтому грамотно и правильно составленный план межевания вашего земельного участка послужит прекрасным дополнением к результатам заключения судебного эксперта. К тому же если он тоже установит присутствие ошибок в процессе межевания земли ответчика, то он поможет вам оспорить необъективное экспертное заключение.

Смотрите план проект земельного участка тут.

Порядок определения границ

В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласование границ соседних участков может проходить с:

  1. Собственниками земли, за исключением случаев, когда участок находится в муниципальной или государственной собственности, либо предоставлен в бессрочное пользование.
  2. Лицами с правом пожизненного наследуемого владения.
  3. Лицами с правом на бессрочное пользование.
  4. Арендаторами земли.

Установлением границ земельных участков занимаются кадастровые компании. Прежде чем приступить к межеванию, сотрудники обязаны:

  • изучить правоудостоверяющую и правоустанавливающую документацию;
  • ознакомиться с сведениями Государственного кадастра недвижимости о конкретном участке;
  • получить информацию о землепользователях.

Сам процесс работы включает в себя:

  1. Геодезическую съемку реальных границ территории.
  2. Анализ отснятого материала: расчет площади участка, определение координат.
  3. Согласование границ с владельцами смежных участков.
  4. Составление межевого плана.

В межевом плане должны быть отмечены первоначальные и окончательные данные о границах участка, указание отдельных частей территории, сведения о геодезических и кадастровых работах, обмерах и расчетах. Готовый план следует направить в Росреестр.

В чем заключается процедура

Определение границ земельного участка – это регистрация границ в Росреестре.

Оно необходимо для:

  1. Установления линейных границ территории.
  2. Сравнения фактических границ с параметрами, отмеченными документально.
  3. Выявления наложений и пересечений границ.

Все это помогает решить спор землепользователей в личном или судебном порядке.

Для проведения кадастрового исследования следует собратьследующие документы:

  • свидетельство о регистрации земли;
  • кадастровый паспорт;
  • технический паспорт территории;
  • бумаги о передаче права пользования на землю;
  • для судебных дел: решение суда.

В процессе установления границ кадастровый инженер обязан предоставить землевладельцам возможность ознакомиться с проектом плана и получить разъяснения по поводу возникших вопросов.

Выполнение в судебном порядке

Рассмотрением дел об установлении границ земельного участка занимаются районные суды. Процесс решения спора делится на этапы:

Подача искового заявления с пакетом документов: кадастровым паспортом участка и актом согласования границ между землепользователями. Рассмотрение прикрепленного к заявлению перечня документов, утверждение даты заседания

ВАЖНО: на заседании необходимо личное присутствие обеих сторон. Прения сторон, рассмотрение доказательств, в частности, результатов кадастровых работ, фиксирование свидетельских показаний (при наличии)

Вынесение судебного решения.. Выдвинуть требование по установлению границ может только собственник участка, поэтому перед рассмотрением дела суд проверяет законность использования земли

Выдвинуть требование по установлению границ может только собственник участка, поэтому перед рассмотрением дела суд проверяет законность использования земли.

Судебная практика

В ходе рассмотрения дел об установлении границ земельного участка суд может опираться на Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О кадастровой деятельности«.

В этом деле ответчик отказался согласовать границы своего и соседнего участков, мотивируя это тем, что сосед умышленно вредит его жизни и деятельности на собственной земле. Истец же провел кадастровые работы, в результате которых смог доказать нарушение границ между участками.

Суд постановил удовлетворить требования истца и установить границы в соответствии с проведенной экспертизой.

Основные понятия и нормативное регулирование

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса России (далее — ЗК РФ), части 7 статьи 38 Федерального закона РФ от 24.07.2017 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ), участок земли определён частью земельной поверхности, имеющей определённые индивидуальные характеристики. Законодательством установлено, что в качестве главного идентифицирующего признака земельный надел должен иметь точные границы, определяемые в процессе межевания.

Земельными границами называют линии или края, которые определяют территориальное расположение участка. Границы бывают:

  1. Фактическими ― имеющимися в настоящий период (заборы, овраги, ограждения, другие искусственные преграды).
  2. Кадастровыми — учитываемыми при кадастровом учёте.
  3. Юридическими ― определенными в результате проведения процедуры межевания, но до постановки участка на учёт.
  4. Историческими ― определяемыми при начальном расположении надела.
  5. Декоративными ― учитываемыми государством до межевания.

В соответствии с вышеуказанными законами межевание — это обязательная процедура, проводимая при согласовании точных границ между прилегающими земельными наделами. В статье 39.3 Закона № 221-ФЗ прописывается, что собственник соседского участка земли не вправе возражать против межевания и препятствовать установлению четких территориальных границ объекта. Процедура не требует дополнительных расходов от владельцев земли и проводится безвозмездно.

В результате процесса разграничения близлежащих участков оформляется акт, подписываемый всеми заинтересованными лицами. Составленный документ является основанием для внесения сведений о пограничных земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Досудебный порядок исправления реестровой ошибки

Ниже приведен пример реестровой ошибки и ее исправления в досудебном порядке из нашей практики.

Садово-дачный участок , принадлежащий гражданину Иванову И.Д. законным образом был поставлен на учет в Единый государственный реестр земель ( сейчас это ЕГРН) в 2004 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Законность постановки участка земли в Единый государственный реестр земель подтверждали следующие официальные документы:

  • Свидетельство о проведении установленной государством процедуры по регистрации права на участок земли, выданное управлением Федеральной регистрационной службы
  • Описание земельных участков с узловыми точками границ, полученное от Федеральной службы государственной регистрации и картографии в государственной системе координат СК -1963
  • Архивная выписка из Единого госреестра земель, полученная в Госфонде данных Росреестра
  • Выписка из Единого госреестра недвижимости на земельный участок
  • Акт утверждения (согласования) границ спорного участка земли с соседними землепользователями
  • Землеустроительное дело на спорный участок земли
  • Кадастровый план спорного участка земли, утвержденный Комитетом по земельным ресурсам соответствующего муниципального района

В соответствии с ч.4, статьи 6 вступившего в 2021 году нового закона о регистрации ( 218 ФЗ) для ведения реестра недвижимости принимаются установленные в границах кадастровых округов местные координатные системы с приведенными для них данными (переменными) для перехода к единой Российской государственной системе координат.

Кстати!!!

В целях приведения сведений о границах земельного участка в соответствие к требованиям ч.4, статьи 6 указанного Федерального закона были выполнены следующие действия

  • В управлении Росреестра запрошены необходимые координаты , определяющие границы спорного участка земли
  • Выполнена кадастровая съемка участка
  • Осуществлен перерасчет координат узловых точек границ участка в районную (местную) систему координат
  • Сформирован межевой план

По результату пересчета в местную систему координат кадастровым инженером было установлено, что координаты характерных точек границ участка соответствуют межевым знакам, определяющим границы земельного участка на местности.

При формировании указанного межевого плана кадастровым инженером в сведениях о границах смежного земельного участка принадлежащего юридическому лицу Сельскохозяйственному кооперативу была выявлена реестровая ошибка. А именно было выявлено, что границы земельного участка Иванова И.Д. и Кооператива пересекаются.

Для устранения указанной ошибки необходимо было подготовить межевой план на исправление реестровой ошибки и согласовать его в Кооперативе.

Специалистами нашей компании решение данного вопроса было взято на юридическое сопровождение, нами было подготовлена досудебная претензия в рамках которой было разъяснена необходимость подписания акта согласования для исправления реестровой ошибки, а также были внесены необходимые изменения в межевой план.

полевые работы по исправлению реестровой ошибки

По результату переговоров с должностными лицами Кооператива был подписан межевой план на уточнение спорных границ устранение реестровой ошибки. Впоследствии данный документ был передан в управление Росрестра для внесения уточнений в сведения ЕГРН и исправления реестровой ошибки.

Как быть, если надел не находят по его идентификатору?

Дальнейшие действия зависит от причины, по которой участок есть, а на кадастровой карте его нет.

Самый простой вариант – после межевания прошло немного времени. Поэтому нужно лишь подождать немного и проверить кадастровую карту через некоторое время. Дело в том, что автоматически ни один объект на нее не попадает. Скорость внесения зависит от того, насколько оперативно работники территориального подразделения Росреестра внесут изменения и как часто обновляется карта.

Иногда свой надел можно увидеть уже через неделю после подачи документов, а порой требуется несколько месяцев.


Можно заказать выписку из ЕГРН, чтобы убедиться, что границы участка указаны верно. В этом документы границы углов указаны даже в том случае, когда объект еще не попал на карту. О том, как получить выписку из ЕГРН читайте тут, а в этой статье вы найдете информацию о форме и содержании этого документа.

Возможна и элементарная техническая ошибка со стороны сотрудника Росреестра или кадастрового инженера. Например, сведения о границах указаны неверно (как узнать сведения о границах участка по номеру?). Результат – отсутствие надела на карте. В таком случае нужно взять межевой план и обратиться в Росреестр. За 3-5 дней правильные сведения будут внесены в систему, а после ближайшей выгрузки данных надел появится на карте.

Самые распространенные ситуации, по которым найти свой надел на карте не получается, рассмотрены далее.

Регистрация происходила с нарушениями законных процедур

В такой ситуации нужно действовать следующим образом:

  1. подать заявление в кадастровую организацию на проведение межевания земли;
  2. подготовить все документы, подтверждающие принадлежность участка собственнику;
  3. заплатить государственную пошлину (какова госпошлина при постановке участка на учет?);
  4. собранные документы, а также межевое дело необходимо передать в Росреестр.

Точный состав необходимых документов зависит от того, как участок перешел к его нынешнему владельцу.

Специалисты Росреестра рассмотрят предоставленные бумаги и выдадут владельцу свидетельство о праве собственности. После этого надел появится на кадастровой карте.

Каждый участок, поставленный на кадастровый учет в Государственном земельном кадастре, имеет свой номер. Благодаря этому идентификатору можно легко узнать о наличии обременений, размере земли, ее собственнике, налоге, кадастровой стоимости и адресе.

Процедура межевания была произведена до 2001 года


Земля могла стать частной собственностью с 1990 года. Но законодательство с тех пор менялось много раз, соответственно вводились новые требования относительно оформления земельных участков. В 2020 году основным нормативно-правовым актом, регулирующим право физических лиц на землю, является федеральный закон № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. Поэтому те, кто оформил свой участок до вступления этого закона в силу, не всегда могут найти свою собственность на кадастровой карте.

У владельца может быть кадастровый паспорт старого образца, на котором не указаны координаты углов. Поэтому Росреестр не в состоянии определить точное местонахождение надела, и ЗУ остается без отображения на публичной кадастровой карте.

Исправить ситуацию просто:

  1. Необходимо провести межевание земли в соответствии с действующими нормами законодательства.
  2. После этого готовый план нужно передать в Росреестр вместе с квитанцией об оплате госпошлины.

Теперь границы указаны верно, участок появится на карте, а владелец получит новое свидетельство о праве собственности.

Надел есть, но нет конкретно установленных границ


Если границы земельного участка не определены, то на карте его увидеть невозможно. Поэтому в первую очередь следует обратиться в организацию, имеющую лицензию на проведение межевания. Но предварительно нужно собрать документы, которые подтверждают право собственности на эту землю. Далее действуют точно так же, как и в предыдущих ситуациях. Получив на руки межевое дело, нужно передать его и сопутствующие документы (включая квитанцию об оплате пошлины) в Росреестр, где внесут изменения и добавят участок на карту. А владелец получит на руки новое свидетельство.

Земельный участок может быть не виден на кадастровой карте, даже если имеются все документы о праве собственности. Причин может быть несколько, но в любом случае необходимо обратиться в Росреестр, чтобы выявить причину и внести исправления.

В большинстве случаев придется заново провести межевание. Готовый комплект документов, включающий межевое дело, документы на землю и квитанцию об уплате госпошлины следует передать в Росреестр, после чего участок появится на карте, а собственник получит новое свидетельство.

Установление границ земельного участка в судебном порядке

С 01.01.2017 признана утратившей силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), которая устанавливала требования к межевому плану.

С указанной даты требования к межевому плану предусмотрены в ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а его новая форма, состав включаемых в него сведений и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921. Как и ранее, к текстовой части межевого плана относится акт согласования местоположения границ земельного участка. Случаи и порядок оформления акта согласования определены в п. п. 82 — 87 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

Возможно установление границы земельного участка по фактическому землепользованию, если площадь участка в фактических границах не нарушает требований п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017) и участок соответствует требованиям ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017).

С 01.01.2017 ст. ст. 27, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности») признаны утратившими силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который действует с 01.01.2017, приведены нормы, аналогичные нормам, содержащимся в п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. В ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который действует с 01.01.2017, содержатся нормы, аналогичные нормам, приведенным в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленных истцом и ответчиком межевых планов, составленных разными кадастровыми инженерами, а также на основании вариантов, предложенных судебной землеустроительной (в том числе дополнительной) или судебной землеустроительной и строительно-технической экспертизой. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, рассматривает вероятность кадастровой ошибки (до 01.01.2017)/ошибки в ЕГРН (с 01.01.2017), учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе

При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его правопредшественником и установление кадастровых границ участка ответчика без согласования с истцом

При отсутствии иных оснований для установления границ, кроме фактического пользования, проведение землеустроительной экспертизы является обязательным, так как одно только фактическое пользование не может служить достаточным доказательством для установления границ. Суд может установить границы земельного участка по результатам проведенной по делу землеустроительной экспертизы и в том случае, если истец просит определить их по фактическому пользованию, представив постановление администрации городского округа об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане по результатам фактического замера площади участка, а также акт согласования местоположения границы участка, подписанный ответчиком и должностными лицами администрации.

По делам об установлении границ земельного участка не предусмотрен обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок их разрешения. Вследствие этого судья не вправе возвратить исковое заявление на основании несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Подсудность земельный споров

хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо когда такой статус имеется, но дело возникло не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на действия администрации по земельным вопросам.

Судам, в частности, подведомственны:

  • требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, выпаса скота;
  • жалобы на отказ в регистрации и выдаче администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора купли-продажи земли; в) требования о признании неправомерными прекращения местной администрацией права собственности и пользования земельными участками и их аренды;
  • жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации при предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;
  • требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства;
  • требования о признании неправомерным отказа администрации в предоставлении служебного надела и отказа в сохранении права пользования служебным наделом за лицами, перечисленными в законодательстве;
  • требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земли,землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванной действиями предприятий, учреждений, организаций и граждан;
  • требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земель загрязнением, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков, землепользователей;
  • требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователями проведением изыскательских работ;
  • требования о возмещении местной администрацией стоимости произведенных затрат на улучшение в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования участками и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земли;
  • жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка, если ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя (например, в результате решения местной администрации лишены подъезда к своим земельным участкам);
  • споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в которых оспариваются его границы и размеры;
  • споры между садоводческим некоммерческим объединением и его членами, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земель определения порядка пользования этим участком;
  • споры между членами дачного некоммерческого объединения и названным объединением о порядке пользования земельным участком и его раздела

Доказательная база в спорах о границах земельного участка

Особое значение не только при рассмотрении дел по земельным спорам, но и при назначении экспертизы имеют собранные вами доказательства в обоснование местоположения и фактического использования земельного участка в соответствии со сложившимися в течении длительного времени границами. Как правило, при рассмотрении подобных дел суд запрашивает землеустроительные дела на спорные земельные объекты, которые не всегда содержат исчерпывающую информацию.

Наиболее важные доказательства могут представить сами стороны судебного процесса, получив их по запросу в местной администрации или архиве.

Основными аргументами, составляющими основу доказательной базы сторон, являются следующие:

  • землеустроительное дело;
  • правоустанавливающий документ на земельный объект;
  • заключение эксперта (если экспертиза проводилась);
  • свидетельские показания;
  • фактический осмотр судебным органом спорного объекта.

Не забывайте и о позиции своего оппонента, который имеет право подачи встречного иска в отношении вас, в результате чего продолжительность судебной тяжбы значительно увеличится.

Гражданские дела, связанные с рассмотрением земельных споров, требуют особых знаний и навыков, поэтому дело защиты своих интересов лучше доверить квалифицированному опытному юристу, а для сбора прочной доказательной базы привлечь грамотного кадастрового инженера.

Судебная практика по исправлению кадастровой ошибки и уточнению границ

Судебные органы выносят отказ в удовлетворении исковых требований в отношении признания недействительности документации по межеванию, актов в отношении постановки на кадастровый учет, обязания внесения изменений в кадастровую документацию, когда требования основываются лишь на том, что заявитель долгое время эксплуатировал территорию больше установленной кадастровой документацией и правоустанавливающими документами, и (или) большие размеры приведены в документации о передаче землевладений, полученных ранее исполнения межевальных работ.

Судебные органы в подобных обстоятельствах руководствуются определенными положениями. Ссылка на большие размеры землевладения, зафиксированные документацией, оформленной перед постановкой на кадастровый учет, и то, что земля с такой же площадью обнесена забором и эксплуатируется, не несет решающего значения в разрешении таких ситуаций в связи с тем, что этим не нарушаются права заявителя как владельца земли, зафиксированной государственным кадастром недвижимости.

Согласно данным судебной практики, фактической эксплуатацией большей территории нарушаются правомочия ответчика, которому принадлежит используемый истцом участок. При рассмотрении подобных дел важная роль отводится кадастровой документации и документам, являющимся основаниями возникновения прав на землю.

Согласованию земельных границ также отводится серьезное значение. Если мероприятия в рамках указанной процедуры осуществлялись на основании предписаний закона – судебные органы отказывают в требованиях об уточнении границ по той причине, что правомочия землевладельца, обратившегося с иском, таким образом не нарушаются.

Судом было отказано в удовлетворении иска, поданного от имени садового некоммерческого товарищества, в рамках которого было заявлено требование о признании недействительности зарегистрированного права и восстановлении первоначальных границ землевладения.

Государственный орган при этом исходил из того, что при проведении межевых работ в отношении земли, принадлежащей ответчику, нарушений процедуры согласования не было, границы установлены по ограждению, установленному 18 лет назад. В связи с этим, правомочия обратившегося товарищества землеустроительными работами не нарушались.

Однако судами удовлетворяются притязания в отношении исключения из государственного кадастра недвижимости данных касаемо координат, длины, поворотных точек по зарегистрированным землевладениям и установлении границ таких территорий в координатах, определенных предшествующими межевыми работами либо установленных при проведении экспертизы, при наличии таких моментов:

  • существует документальное подтверждение, которое отображает информацию о землевладении заявителя, и данные документы достаточны для установления его фактического местоположения, а также наложение границ соседней земли, которая поставлена на кадастровый учет раньше;
  • при кадастровом учете соседнего землевладения произошло нарушение процедуры по согласованию земельных границ – согласия, выраженного истцом, не имеется.

Учитывайте факт наличия либо отсутствия в деле акта по согласованию земельных границ и по выносу их на местность.

Когда правомочия на землевладение возникли на основании заключения сделки купли-продажи и участок поставлен в законном порядке на кадастровый учет (недвижимость куплена после проведения межевальных работ и постановки на кадастровый учет), владельцу такого имущества будет сложно оспорить итоги межевания своей земли и произвести уточнение ее границ.

Утверждение по фактическому пользованию

Некоторые соседи могут, не привлекая кадастровых специалистов, договориться об установлении координат участка.

Для определения размеров территории по фактическому пользованию следует уведомить о проведении процедуры всех заинтересованных собственников и выявить условные рубежи наделов.

Далее процесс установления границ объектов недвижимости выглядит так:

  • закрепить пределы участков с помощью межевых знаков, заборов или колышек;
  • если всех устраивают определенные границы – владельцам следует обратиться в специализированную организацию и заказать межевой план у инженера;
  • на месте специалист закрепит координаты наделов, впишет сведения в документы;
  • после визирования акта на определение координат, оформляется план межевания, с указанием точных пределов, размеров участка.

Собственникам недвижимого имущества останется только подать соответствующий пакет бумаг в Росреестр для госрегистрации согласно образцу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий