Почему можно укладывать асфальт в любую погоду

При какой температуре можно укладывать асфальтовое покрытие?

Управление дорог города Якутска информирует о том, что согласно Методическим рекомендациям по устройству асфальтобетонного покрытия при неблагоприятных погодных условиях ОДМ 218.3.102-2017 г., изданным распоряжением Федерального дорожного агентства от 6 сентября 2021 г., запрещается проводить дорожные работы при осадках более 5 мм. В настоящее время в городе Якутске уровень осадков установился в диапазоне 0,1-2 мм.

Согласно рекомендациям Федерального дорожного агентства, при температуре окружающего воздуха в интервале от +5 до –10 градусов Цельсия перед укладкой асфальтобетонных смесей подрядчик обязан подготовить основание дорожного полотна. Подготовка включает в себя очистку от снега и льда, просушку основания компрессорами и дополнительный прогрев специализированной дорожной техникой – терморазогревателями. Такие терморазогреватели предназначены для разогрева конструктивных слоев дорожной одежды до плюсовой температуры в условиях пониженной температуры окружающего воздуха.

Отметим, что в этом году в городе Якутске впервые при строительстве дорог применяются лабораторные исследования состава асфальта на соответствие нормативам с участием АО «ЯкутПНИИС».

Подрядчиками капитального ремонта дорог Автодорожного, Губинского, Сайсарского округов выступает ООО «Сахатрасстрой». В Гагаринском и Строительном округах ремонтные работы проводят ПАО СУ — 5 Дорисс. В Промышленном округе завершением переходящих работ занимается ООО «Альянс-2005».

Подрядчиком капитального ремонта улиц микрорайона Марха является ООО «МонтажСервис». Строительство моста через речки Мархинка и Северный ведет ООО КСК «Мосты Севера». В селе Пригородный мост через речку Шестаковка строит СК «Илин».

До 31 октября 2021 года, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в городе Якутске проводится ремонт дорог общей протяженностью 25,8 км.

Почему на дороге появляются ямы и трещины?

При укладке асфальта дорожные службы часто экономят. В первую очередь, на эмульсии, задача которой — удерживать щебень. В итоге асфальт кладётся на сухую поверхность, поэтому быстро начинает разъезжаться, образуя трещины.

Второе, на чём пытаются сэкономить — щебень. Вместо него под асфальт могут положить колотый кирпич, который по прочности несравним с гравием. В итоге асфальт проваливается, образуя ямы. Согласно нормативам, для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20–40 мм). Если же это магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40–70 мм), за ним — из средней, последний — из мелкой (5–20 мм). Главное — укатывать каждый слой катком.

Экономят дорожники и на самом покрытии — асфальте. Он, как и битумная эмульсия, изготавливается из нефти. Но не каждый сорт этого сырья подходит для качественной укладки дорог. Как правило, строители не проверяют качество нефти, отсюда — непрочность покрытия. Толщина асфальта зависит от предполагаемой эксплуатации дороги. Минимальная толщина составляет 4–5 см (для дворовых территорий и т. п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт опять же кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистый асфальтобетон, наверх — мелкозернистый. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой. Перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Ну и основная причина плохих дорог — халатность. Трещины часто появляются из-за воды, которая проникает под покрытие и замерзает во время холодов, тем самым расширяя дыры в дорожном полотне. Строители могут пренебречь техническими требованиями и положить асфальт на снег. В этих действиях кроется не только халатность, но и возможность получения очередного заказа. В лужу положишь — через пару месяцев всё переделывать, вот и готов новый заказ, а списать всё можно на суровый климат.

Особенности правильного укладывания асфальта

Процедура правильной укладки асфальта подразумевает порядок действий:

Схема укладки асфальта

  • место укладки расчищается;
  • подготовленный участок засыпают щебнем;
  • на щебень выливается эмульсионная смесь, способствующая лучшему сцеплению основания с будущим асфальтом;
  • на эмульсию выкладывается битумный слой с сухим щебнем;
  • получившиеся слои выравниваются катком.

Значение имеет допустимая температура, при которой производятся работы.

СНиП устанавливает четкие требования. Они включают пункты:

  • укладка теплого асфальта допустима при температуре от -100С и выше;
  • в летний и весенний период укладывать покрытие необходимо при температуре воздуха от +50С и больше;
  • осенью возможно класть асфальтное покрытие при окружающей температуре +100С и выше.

Технология указывает на необходимость проведения работ в сухую погоду. СНиП содержит пункт о запрете укладки асфальтного покрытия во время снегопада, метели и дождя. В нем содержится положение о том, что нельзя проводить укладочные работы на неподготовленное сырое основание. Асфальт укладывается только на сухое основание, что исключает возможность проведения работ при осадках.

Единственным исключением является указание на возможность укладки асфальта в дождь небольшой интенсивности. При моросящем и небольшом дожде укладочные работы допускаются, но с учетом применения специальных холодных и литых смесей.

Технология холодный ресайклинг — такая система укладки асфальта возможно при небольшом дожде

Допустимые нарушения

Иногда подрядчики нарушают технологию укладки дорожного полотна. Причина – постоянный процесс производства битума и условия договоров. Завод производит, подрядные организации предоставляют перевозное оборудование.

Качество и свойства покрытия со временем становятся хуже, поэтому его в кратчайшие сроки требуется выложить на основание. Погода часто бывает непредсказуемой, дорожным работникам часто приходится выполнять работу во время дождя.

Соблюдение прописанных сроков является еще одной причиной несоблюдения технологического процесса. В ином случае придется заплатить высокий штраф.

Читать по теме: Стоимость километра дороги

Процесс может быть нарушен, если в дальнейшем работа будет переделана при нормальных условиях. Качество выполненной работы проверяется.

Зачем асфальт меняют под дождем

Льющие день за днем дожди, а, судя по отчетам синоптиков о количестве осадков, мы столкнулись с настоящей погодной аномалией, уже две недели не выпускают Москву из пробок. «Яндекс. Пробки» идут на рекорд с постоянными 9-10 баллами в часы пик, а уже на следующей неделе ситуация может еще более осложниться: обещаны первые заморозки. Очевидно, что проблем осеннему сезону может добавить и рассыпающийся, как в прошлые годы, асфальт. Тем более что москвичи все больше задаются вопросом, почему дорожники все эти дождливые недели продолжают упорно менять асфальт и не нарушают ли погодные условия технологию укладки. Мы попытались выяснить, почему именно в непогоду у дорожных служб начинается разгар рабочего процесса.«Если соблюдать нормы укладки, все было бы хорошо» «Технология известна тысячу лет. Да, есть новые материалы на основе других связующих. Даже в рамках этих традиционных технологий, если соблюдать нормы укладки, все было бы хорошо. Но это, похоже, никому не нужно. В дождь невозможно обеспечить связь между слоями, поэтому все разваливается. Это очевидно, что класть асфальт в такую погоду просто нельзя», — сообщил корреспонденту Autonews.ru заведующий отделом Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ).

Уже в этом году в Москве дорожники должны были перейти на более прочный и долговечный асфальт. До недавнего времени в столице дорожное полотно укладывали по нормативам 1985 года. Когда разрабатывался этот стандарт, предполагалось, что ежесуточная нагрузка на покрытие не превысит 14 тысяч автомобилей. В настоящее в отдельных районах города нагрузка составляет до 20 тысяч автомобилей.

Год назад в горхозяйстве Москвы сообщили, что нашли выход из ситуации. Разные источники отмечали, что уже в 2013 г. в столице начнут укладывать более прочный и долговечный асфальт. Однако судя по тому, с какими проблемами столкнулось дорожное хозяйство прошлой весной, эксперимент с новым асфальтом если и был проведен, то точно неудачно.

«На всех заводах попытались ввести новые правила. Беда в этом и есть»

Как пояснил корреспонденту Autonews.ru пожелавший остаться неизвестным экс-сотрудник одной из крупных компаний, занимающейся укладкой и инспекцией дорог в Москве, каких-то революционных изменений в последнее время не произошло.

«Технология такая же, она нигде не меняется. Сейчас, насколько я знаю, пробуют укладывать новый тип асфальта. На всех заводах попытались ввести новые правила. Беда в этом и есть. По технологии срезается 5 сантиметров асфальта, а вместо него укладывается новый. Однако нагрузки на дорожное полотно таковы, что случается, когда остаточный слой составляет менее 5 сантиметров. Тогда срезают часть самого бетонного основания», — пояснил источник.

По его словам, решить проблему качества дорог в Москве помогут только комплексные исследования улиц, качественный капитальный ремонт. «Нужно давать гарантии на работы не на 2 года, как сейчас, а на 3-4-5 лет», — добавил эксперт.

Впрочем, по словам источника, укладывать асфальт во время дождя можно, но делать это необходимо с учетом двух факторов. Во-первых, дождь должен быть моросящим, в ливень укладка дорожного полотна невозможна. Во-вторых, даже в условиях слабых осадков укладывать асфальт можно только по всей ширине дороги.

«Если идет ливень, то ничего хорошего не будет. В первую очередь, будет отсутствовать уплотнение. При моросящем дожде единственной возможной проблемой является слабое сцепление нового асфальта с нижним слоем. Если дождь сильный, то асфальт будет подвержен сдвигу, не прилипнет», — отметил эксперт.

«Если идет ливень, то ничего хорошего не будет»

Продлевать жизнь асфальту в ближайшие месяцы будут косвенными мерами. Например, в этом году коммунальщики решили отказаться от использования ядовитых противогололедных реагентов (ПГР) на основе хлорида магния (бишофит), которые пагубно влияли на асфальт. В этом зимнем сезоне в Москве также будут использоваться только те ПГР, которые прошли жесткий контроль в научно-исследовательских институтах, а так же государственную экологическую экспертизу.

Второй мерой станет возможный запрет эксплуатации зимней шипованной резины в летние месяцы. Авторы инициативы, депутат Госдумы из фракции «Единая Россия» Сергей Тен и член Совета Федерации Вадим Тюльпанов, указали именно на большой вред дорожному полотну от резины с шипами.

Однако, по мнению нашего эксперта, до зимы, как и в прошлые годы, асфальт может не дожить: «Если в трещинах асфальта перед заморозками не успеет высохнуть вода, то он начнет разрушаться. От этого никуда не денешься».

Современные виды укладки

Разработано несколько современных технологий проведения дорожных работ и разными видами материала.

Горячая укладка производится при строительстве новых автомобильных магистралей, капитальном ремонте. Выполнение операции – в летнее время. Процесс заключается в нанесении на необходимую площадь горячей битумной смеси до полного остывания. Для проведения работы используется специальная техника. Полотно выдерживает нагрузки более 20 тонн. Климатические условия: температура выше +5 градусов по Цельсию, отсутствие осадков.

Холодная укладка применяется при ямочном ремонте дорог. Для выполнения работ используется готовая асфальтная смесь. Операция выполняется без использования специальной техники. Сначала очищается яма от мусора, пыли, воды, а затем производится укладка асфальтного состава. Покрытие, выполненное холодной смесью, выдерживает нагрузку не более 3,5 тонн. Климатические условия: температура до – 20 градусов по Цельсию, укладка асфальта в дождь допускается. Основные преимущества:

  • Продолжительный срок хранения.
  • Возможность проводить операции без специальной подготовки и техники.
  • Работы выполняются при любой погоде.

Главный недостаток – высокая цена и низкие нормативные нагрузки.

Литая укладка применяется при строительстве дорог I и II категории, для ремонта, строительства оснований дорожных одежд, тротуарного покрытия. Готовую смесь доставляют на дорожно-строительную площадку в специальных цистернах-термосах. Температура асфальтной массы составляет 200-250 градусов. Дорожное покрытие, выполненное литым асфальтом, выдерживает нагрузку потока транспорта более 3000 автомобилей в сутки. Климатические условия: температура не ниже – 10 градусов по Цельсию, покрытие допускается при выпадении осадков (кроме ливня). Очень высокая стоимость материала. Преимуществом материала является:

  • В продаже имеются специальные контейнеры с литым асфальтом, готовым к использованию.
  • Обладает хорошей водопроницаемостью.
  • Высокая устойчивость к деформации.
  • Работы можно проводить круглогодично.
  • Не вступает во взаимодействие с химическими реагентами.
  • Экологически чистый.

В таблице приведены сравнительные характеристики различных видов и асфальтной смеси.

Характеризующие показателиГорячие смесиХолодный асфальтЛитой асфальт
Готовность к применениюНеобходима подготовкаГотов к использованиюНеобходима подготовка
Температурный режим применения+5 градусов С и выше-20 — +40 градусов Сдо – 10 градусов С
Календарь примененияСезонноеКруглый годКруглый год
Необходимость спецтехникиТребуетсяНе требуетсяТребуется
Потребление энергииНеобходимаНетНеобходима

Следует вывод: укладка асфальта в дождь допустима при соблюдении определённых условий:

  • Нельзя выполнять работы при сильном выпадении осадков.
  • Операцию следует проводить быстро, потому что смесь теряет свои свойства.

Разновидности асфальтовых покрытий

Специалисты нашей компании обладают большим опытом работы с асфальтовыми покрытиями различных видов. Сотрудники фирмы регулярно проходят курсы повышения квалификации, где знакомятся с новыми инновационными методами асфальтирования. В своей работе мы активно используем новые технологии и улучшаем качество покрытия с помощью современных разработок и технологий.

Горячий метод укладки асфальта

Традиционная горячая асфальтовая смесь состоит из нескольких ингредиентов: песка, гранитного щебня, битума и различных минеральных добавок. На долговечность покрытия влияет качество исходных материалов

Важно учитывать зернистость песка, прочность гравия, пластичность битума и особые свойства добавок, присадок и пластификаторов в составе смеси

В течение 10 лет мы сотрудничаем со всеми асфальтовыми заводами Москвы и Подмосковья. Как оптовый и давний клиент пользуемся всеми возможными бонусами и скидками от производителя. Мы уверены в безупречном качестве получаемой горячей смеси.

Укладку и разравнивание смеси мы проводим с помощью специальной автоукладочной техники. При необходимости помимо тяжёлых асфальтовых катков используем маневренную мини-технику или ручные виброплиты и катки. Автопарк компании полностью оснащён спецтехникой и оборудованием, необходимым для быстрой и качественной укладки асфальтового покрытия.

Метод холодного асфальтирования

Более современный способ холодного асфальтирования стоит дороже, но обеспечивает исключительную прочность покрытия. Холодный асфальт можно укладывать морозной зимой, так как основой смеси является жидкий битум. Асфальтовое покрытие после укладки не нужно специально утрамбовывать и уплотнять с помощью тяжёлых катков. Практически сразу же после укладки холодного асфальта можно открывать движение по ремонтируемому участку. Проезжающие автомобили выполнят функцию автокатка.

Рецикл с использованием асфальтовой крошки

При выполнении ямочного ремонта или при укладке покрытия на дорогах с небольшим уровнем нагрузки, тротуарах, пешеходных дорожках мы используем асфальтовую крошку, сделанную из демонтированного асфальтового покрытия. Минимальная стоимость сырья снижает затраты на обустройство дороги, а использование строительного материала второй раз помогает чуть улучшить экологическую обстановку на планете.

Литой асфальт

Методом литья асфальта создают наиболее прочное асфальтобетонное покрытие. Сырьё для литого асфальта очень похоже на состав горячей смеси, но песок, битум и гравий берутся в другом пропорциональном соотношении. Больше всего в смеси битума и других битумосодержащих материалов. Упругий и гибкий литой асфальт абсолютно не пропускает воду, не боится перепадов температур и не разрушается от замерзающей влаги. Единственным недостатком прочного, долговечного и практичного литого асфальта является его более высокая стоимость.

Допускается ли укладка асфальта в дождь

Можно ли укладывать асфальт в дождь? По СНиПу укладка асфальта в дождь возможна холодным или литым методом.

Холодный способ асфальтоукладки

Холодный способ применяют не для капитального строительства, а для ямочного ремонта. Для асфальтирования используется готовая асфальтовая смесь, которую не нужно нагревать перед укладкой. Для проведения асфальтоукладочных работ не нужна спецтехника или сложное оборудование. Поверхность достаточно очистить от загрязнений и положить асфальтную смесь.

Преимущества:

  • не требуется спецтехника;
  • можно укладывать асфальт в дождь и при отрицательной температуре;
  • длительный срок службы покрытия.

Основной недостаток – высокая цена и низкие нагрузки, которые выдерживает асфальтовое покрытие.

Укладка литого асфальта

Литой асфальт применяется для ремонта и строительства дорог. Для асфальтирования необходима смесь, которую предварительно нагревают до температуры не ниже 200 градусов. Горячую смесь распределяют по поверхности, а затем раскатывают виброкатками.

Преимущества:

  • высокая водостойкость;
  • хорошая устойчивость к деформации;
  • асфальтирование в любой сезон;
  • покрытие устойчиво к воздействию химикатов и реагентов;
  • экологическая безопасность.

К недостаткам стоит отнести высокую цену материалов и работы.

Сравнение технологий укладки асфальта в дождь

Чтобы было видно наглядно разницу между литым и холодным способом асфальтоукладки, приведем таблицу.

Условия укладки асфальта

Технология “холодного асфальта”

“Литой асфальт”

готовность к асфальтированию

сразу готов к укладке

нужно подготовить асфальтовую смесь

погодные условия для укладки асфальта по госту

-20 – +40

до -10

сезонность

круглогодично

круглогодично

применение спецтехники

не требуется

требуется

потребление электроэнергии

не потребляет

потребляет

Технология и схема укладки

Технология укладки асфальтовой смеси четко распределяет общие этапы работы:

  • подготовка места для работы;
  • укладка песчано-щебеночного слоя (подушки);
  • выкладка асфальтовой смеси крупной фракции (применяются такие марки, как К3-10, К3-7);
  • уплотнение покрытия.

Дорожное полотно состоит из таких слоев (снизу-вверх):

  • земляное уплотненное полотно;
  • слой геотекстиля, исключающего проникновение влаги и защищающего от прорастания корней растений сквозь полотно;
  • песчаная подушка слоем до 30 см;
  • дренирующий слой, стойкий к заморозкам;
  • фракционный жесткий заполнитель с высотой 30-40 см;
  • асфальтовая смесь в 2-3 слоя в зависимости от назначения дорожного полотна и предполагаемых нагрузок (каждый слой имеет высоту в 5-9 см).

Укладка асфальта при отрицательных температурах осуществляется с использованием холодных смесей. Это полимерный асфальт, модифицированный при помощи специальных добавок, которые придают ему пластичность, устойчивость к заморозкам. Согласно существующей технологии, при использовании такого состава обязательным является добавление битумных сгустителей. Сегодня используются два типа холодных смесей: песчаная и мелкозернистая, фракции – 10-15 мм и 5 мм.

Такая технология позволяет создать легкое в эксплуатации, прочное покрытие, устойчивое к самым экстремальным погодным условиям. Несмотря на высокую стоимость работ, холодные модифицированные смеси используются все чаще по многим причинам. Одной из них является быстрая и качественная укладка асфальта в дождь, снег или при температуре до +60 градусов, что с другими типами смесей просто невозможно.

Сфера применения такой технологии достаточно обширная, она включает в себя:

  • выполнение точечного ремонта трасс и магистралей;
  • покрытия, примыкающие к рельсам;
  • превентивные меры при дорожно-ремонтных работах;
  • устройство покрытий для автостоянок, подъездных путей;
  • формирование отмостки и во многих других случаях.

Перед началом работ необходима тщательная подготовка поверхности, очистка от мусора, грязи или снега, излишков влаги. Так как укладка асфальта в снег или дождь проводится при неблагоприятных условиях и резких температурных скачках, необходимо не только традиционное оборудование, но и механизмы контроля температуры.

Технология укладки холодного асфальта в дождь, снег

Особенности холодного и горячего способа укладывания

На практике используются два основных метода укладывания асфальтного покрытия:

  • холодный метод;
  • горячий метод.

Первый применяется при ремонте старого основания. Холодный способ универсален и подходит для любого времени года. Используются два типа холодного асфальтового основания:

  • межсезонный, укладываемый при температурном диапазоне -50С — +150С;
  • летний, укладываемый в диапазоне +160С — +300С.

Холодный асфальт не положишь при капитальном ремонте дорог и при строительстве новых дорожных полотен. С этой целью применяют горячий вариант.

Горячий асфальт укладывается в горячем виде, но данный способ не считается удачным в межсезонье. Материал, уложенный в осенне-весенний период, не отличается высоким качеством. С этой задачей лучше справляется асфальт литого типа.

Схема правильной укладки асфальта

Литое полотно имеет ряд преимуществ относительно других типов. Литой асфальтный материал состоит из компонентов:

  • гравий;
  • битум;
  • песок;
  • молотый известняк.

Указанный тип полотна укладывают в дождь и снег. Он отличается устойчивостью к влаге. Преимуществом литого асфальтного покрытия является отсутствие необходимости в его укатывании. При укладывании компоненты полотна ложатся плотным слоем и не нуждаются в утрамбовке. Материал отличается высокой температурой — 2500С. Его кладут при -100С максимально допустимым слоем 30 мм.

Условия укладки и уплотнения

Можно ли класть асфальт на бетонное основание? Вполне, если четко соблюдать все особенности технологического процесса. Когда бетонную массу изготовят или привезут, следует сразу приступать к устройству покрытия, укладывая все последовательно.

Когда предстоит выполнение значительных рабочих объемов, рекомендуется использовать дорожно-строительную технику – автоматические укладчики и катки. А вот при обустройстве тротуарных дорожек будет достаточно швабр и обычных лопат. Ведь не каждый раз предоставляется возможность для уплотнения катком, даже когда площади маленькие. В подобных случаях рекомендуется пользоваться вибрационными плитами.

Когда укладка ведется на личном дворе, то в услугах специалистов проектирования необходимости нет. Но слои покрытия должны иметь установленные размеры:

  • около 4 см – тротуары;
  • от 5 см – подъезды.

Правильность действий, основанных на мнении «можно ли класть асфальт на бетонное основание», подразумевает соблюдение технологий.

Температурный режим, соблюдаемый при укладке, обеспечит отличную уплотненность создаваемого покрытия. Дело в том, что чем ниже показатель температуры, тем сложнее уплотнять раствор.

Разрешается использовать в качестве основы старое асфальтовое покрытие. Данный вариант допускается взамен создания нового слоя с дополнительными денежными расходами. Сначала следует тщательно очистить имеющееся покрытие дороги от грязевых накоплений и продуктов разрушения асфальтового слоя. При начале очередного этапа, необходимо, чтобы основа была максимально чистой. Имеющиеся трещинки очищаются, расширяются и углубляются.

Теперь берется битум, разогревается, разливается по всему дорожному полотну, размазывается, чтобы получилась полоска шириной в полметра, грани которой хорошо промазаны.

Срок службы

В РФ с 2011 года действуют новые правила, по которым работы по восстановлению полотна должны проводиться один раз в три года. Ранее этот срок составлял семь лет. В паспорте дороги делаются записи о каждом отремонтированном километре. Ремонтные работы при дефектах возложены на дорожно-строительные организации, которые несут за это ответственность.

По нормам допускается износ дорожного покрытия на 5 % после ямочного ремонта. Зависит гарантийный срок от интенсивности движения транспорта, особенности эксплуатации.

На магистралях l и ll категории замена покрытия проходит одним большим полотном. Для этого перекрывают движении в одном направлении. Все работы должны осуществляться согласно документации СНИП и ГОСТ.

Имеющиеся нормы и правила не позволяют дорожным работникам выжидать хорошей погоды ни для ямочного ремонта, ни для укладки нового полотна. Получается, что вполне разрешим вопрос о том, можно ли укладывать асфальт в дождь и снег. Работы должны проводиться достаточно быстро (разгрузка, распределение и уплотнение катком). Единственное исключение: в дождливую погоду укладка верхнего слоя недопустима.

https://youtube.com/watch?v=0-u2xkb9NJQ

https://youtube.com/watch?v=mssB8Flza9U

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий